А.Алексин в повести затрагивает один из важнейших нравственных
вопросов: о посредственности и таланте, о бездуховности, эгоистичности
и добросердечии. Оленька -- действительно одаренный, единственный в
семье ребенок. Но какие бы ни были способности, они не оправдывают
эгоизма. Человек, с детства окруженный любовью, вниманием и пониманием,
вырастая, требует от людей этих проявлений любой ценой. Талантливый
человек всегда находится в центре внимания, он выделяется из общей
массы, и слияния с нею чаще всего не происходит.
Против "заметности" Оленьки борется "безумная Евдокия". Она
прямолинейна и проста, и методы, которыми она пользуется в воспитании
Оленьки, такие же простые. "Безумная Евдокия" борется против эгоизма.
Она считает, что "данный от Бога талант заслоняет человека от
окружающих и это является основной причиной эгоизма". Попытка привить
Оленьке талант человечности только усиливает ее эгоизм. Евдокия не
пытается уравнять талант с посредственностью. Да и что значит
посредственность? Бесталанный человек? Нет. Есть представление об общем
уровне. Люди получают его, и в зависимости от восприимчивости и
самореализации могут открыть в себе способности к поэзии, физике, к
добру, любви, отзывчивости. Получается, что бесталанных-то людей
практически нет.
Евдокия -- не бесталанный человек. Она пытается сделать людей
лучше, чем они есть. Другое дело, как она представляет себе это
"лучше". Но именно это стремление делает ее не такой, как другие. Она
по-своему талантлива.