Ты отверг то, с чем не мирилась
твоя детская душа.
И в этом мое утешение.
Ч. Айтматов
Чингиз Торекулович Айтматов -- современный писатель, родился в
1928 году в горном кишлаке Киргизии. Трудности не обошли его стороной.
В 1937 году его отец, крупный партийный деятель, был незаконно
репрессирован. Начавшаяся вскоре война тоже отложила свой отпечаток на
судьбу подростка. Тема сиротства -- незатухающая боль писателя, поэтому
он часто обращается к ней в своих произведениях: "Первый учитель",
"Ранние журавли", "После сказки".
Первоначально повесть была задумана как небольшой рассказ.
Айтматов хотел написать элегическую историю, вспомнить свою юность и
тех людей, которых он знавал и которых давно уже нет. Но литература
должна перерабатывать реальные факты. Когда была уже написана половина
повести, автор еще не знал, как поведет себя мальчик в конце, а он
уплывает к белому пароходу, своему идеалу.
Очень сильное впечатление в повести Ч. Айтматова производит на
нас образ ребенка: "Один, без друзей, мальчик жил в кругу тех нехитрых
вещей, которые его обступали, и разве лишь автолавка могла заставить
его позабыть обо всем и стремглав бежать за ней. Что уж там говорить,
автолавка -- это тебе не камни и не травы какие-то. Чего там только
нет, в автолавке!" Большую часть времени мальчик проводит один. Эту
пустоту заполняет своими образами, и у него развивается свой внутренний
мир. Мальчик обращается к камням, травам, разговаривает с ними и с
растениями. Каждый предмет олицетворяет для него добро или зло: "Среди
растений -- "любимые", "смелые", "боязливые", "злые" и всякие другие.
Колючий бодяк, например,-- "главный врач". Ребенок с одними находит
общий язык, а другими борется. Но самым близким человеком и другом,
понимающим его, является дед, который всеми силами старается сделать
внука счастливым. Он внушает ребенку веру в старую сказку о
матери-оленихе, которой мальчик и живет. Но у него есть и своя сказка
-- про белый пароход, где он представляет себя рыбкой, плывущей вниз по
реке к новой жизни, к родительской ласке, к белому пароходу. Так
мальчик живет до тех пор, пока конфликт в семье, принимавший раньше
малые размеры, не достигает своей критической точки. Дед, столько лет
проживший на свете, сохранивший свою веру в сказку о матери-оленихе,
прививший ее также мальчику, обрывает все разом, убивая марала. Этим
прежде всего убивает ребенка, нанося ему сильнейшую душевную травму, а
не себя, как думал он. Дед хочет решить конфликт мирным путем, взяв всю
вину на себя, но его попытка ни к чему хорошему не приводит. В итоге у
мальчика остается • только одна сказка -- про белый пароход, а потом ни
одной.
Легенда -- основа повести. Она объясняет зарождение племени
бугу, в ней воплощены народные представления о добре и зле, в ней же
предсказывается и трагический финал произведения. Благодаря сказкам,
повесть поэтична, многопланова. Язык Ч. Айтматова богат, разнообразен,
доступен широкому кругу читателей, но за кажущейся простотой скрывается
кропотливый труд мастера: "Сердце мальчика покатилось по полу,
вскарабкалось на подоконник, поближе к портфелю, и зашепталось с ним".
Образ ребенка многогранен и раскрывается постепенно
автором-повествователем. Через восприятие мальчика мы видим всех героев
повести. Он дает нравственную оценку каждому персонажу: в этом
особенность данного произведения автора. Даже если бы вокруг мальчика
царили добро и красота, и тогда он создал бы в своем воображении мир,
отличный оттого, в котором живет. Такова природа детства, детского
сознания. Ребенок же погибшей легенде противопоставил сказку о белом
пароходе и уплыл к нему со своей детской непримиримостью к законам
Орозкула. В трагическом финале уходит Рогатая мать-олениха, уплывает
рыбкой мальчик, отвергая не людей, а зло, жестокость в них.
Закрыв книгу, мы, читатели, чувствуем ответственность за
гибель ребенка. К этому, наверное, стремился автор, создавая
произведение.
Способность сопереживать, откликаться на чужую боль, не быть
равнодушным -- не в этом ли главная задача литературы? И произведение
Ч. Айтматова вполне отвечает этой цели.
Сам писатель так говорит о себе: "Тот день, когда я перестану
беспокоиться и мучиться, искать и волноваться, будет самым тяжелым днем
в моей жизни".
|