Вторник, 24.09.2024, 16:26
Litra
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Абрамов Ф.А. [5]
Адамович А.М. [1]
Айтматов Ч. [32]
Аксенов В.П. [1]
Акулов И.И. [1]
Алексеев М.Н. [1]
Алексин А.Г. [3]
Андреев Л.Н. [6]
Анненский И.Ф. [2]
Астафьев В.П. [26]
Ахматова А.А. [0]
Бабель И.Э. [0]
Багрицкий Э.Г. [0]
Бажов П.П. [0]
Бальмонт К. [0]
Баратынский Е.А. [0]
Батюшков К.Н. [0]
Белинский В.Г. [0]
Белов В.И. [0]
Белый А. [0]
Битов А.Г. [0]
Блок А.А. [0]
Бойко И.Н. [0]
Бондарев Ю.В. [0]
Бородин Л.И. [0]
Бродский И.А. [0]
Брюсов В.Я. [0]
Булгаков М.А. [0]
Бунин И.А. [0]
Быков В. [0]
Вампилов А.В. [0]
Васильев Б.Л. [0]
Веневитинов Д.В. [0]
Визбор Ю.И. [0]
Владимов Г.Н. [0]
Вознесенский А.А. [0]
Войнович В. [0]
Воробьев К.Д. [0]
Высоцкий В.С. [0]
Галич А.А. [0]
Галкин В.С. [0]
Герцен А.И. [0]
Гоголь Н.В. [0]
Гончаров И.А. [0]
Горький М. [0]
Гранин Д.А. [0]
Грибоедов А.С. [0]
Григорьев А.А. [0]
Грин А.С. [0]
Гроссман В.С. [0]
Гумилев Н.С. [0]
Державин Г.Р. [0]
Домбровский Ю.О. [0]
Достоевский Ф.М. [0]
Друнина Ю.В. [0]
Дудинцев В.Д. [0]
Евтушенко Е.А. [0]
Есенин С.А. [0]
Жуковский В.А. [0]
Заболоцкий Н.А. [0]
Зайцев Б.К. [0]
Замятин Е.И. [0]
Зощенко М.М. [0]
Иванов В.И. [0]
Иванов Г.В. [0]
Казакевич Э.Г. [0]
Карамзин Н.М. [0]
Ким А.А. [0]
Кольцов А.В. [0]
Кондратьев В.Л. [0]
Короленко В.Г. [0]
Крылов И.А. [0]
Куприн А.И. [0]
Леонов Л.М. [0]
Лермонтов М.Ю. [0]
Лесков Н.С. [0]
Ломоносов М.В. [0]
Мандельштам О.Э. [0]
Маяковский В.В. [0]
Межиров А.П. [0]
Можаев Б.А. [0]
Набоков В.В. [0]
Надсон С.Я. [0]
Некрасов Н.А. [0]
Носов Е.И. [0]
Окуджава Б.Ш. [0]
Островский А.Н. [0]
Островский Н.А. [0]
Пастернак Б.Л. [0]
Паустовский К.Г. [0]
Петрушевская Л.С. [0]
Пикуль В.С. [0]
Пильняк Б.А. [0]
Писемский А.Ф. [0]
Платонов А.П. [0]
Приставкин А.И. [0]
Пришвин М.М. [0]
Пушкин А.С. [0]
Радищев А.Н. [0]
Распутин В.Г. [0]
Ремизов А.М. [0]
Розов В.С. [0]
Рубцов Н.М. [0]
Рыбаков А.Н. [0]
Рылеев К.Ф. [0]
Салтыков-Щедрин М.Е. [0]
Светлов М.А. [0]
Северянин И. [0]
Симонов К.М. [0]
Солженицын А.И. [0]
Сологуб Ф.К. [0]
Солоухин В.А. [0]
Стругацкие А.Н. и Б.Н. [0]
Твардовский А.Т. [0]
Токарева В.С. [0]
Толстой А.Н. [0]
Толстой Л.Н. [0]
Трифонов Ю.В. [0]
Тургенев И.С. [0]
Тютчев и Фет [0]
Тютчев Ф.И. [0]
Фадеев А.А. [0]
Фет А.А. [0]
Фонвизин Д.И. [0]
Хлебников В. [0]
Ходасевич В.Ф. [0]
Цветаева М.И. [0]
Чаковский А.Б. [0]
Чернышевский Н.Г. [0]
Чехов А.П. [0]
Чивилихин В.А. [0]
Шаламов В.Т. [0]
Шмелев И.С. [0]
Шолохов М.А. [0]
Шукшин В.М. [0]
Языков Н.М. [0]
Главная » Статьи » Сочинения » Айтматов Ч.

Повесть «После сказки»
  Ты отверг то, с чем не мирилась
    твоя детская душа.
    И в этом мое утешение.

    Ч. Айтматов
    
    Чингиз Торекулович Айтматов -- современный писатель, родился в 1928 году в горном кишлаке Киргизии. Трудности не обошли его стороной. В 1937 году его отец, крупный партийный деятель, был незаконно репрессирован. Начавшаяся вскоре война тоже отложила свой отпечаток на судьбу подростка. Тема сиротства -- незатухающая боль писателя, поэтому он часто обращается к ней в своих произведениях: "Первый учитель", "Ранние журавли", "После сказки".
    Первоначально повесть была задумана как небольшой рассказ. Айтматов хотел написать элегическую историю, вспомнить свою юность и тех людей, которых он знавал и которых давно уже нет. Но литература должна перерабатывать реальные факты. Когда была уже написана половина повести, автор еще не знал, как поведет себя мальчик в конце, а он уплывает к белому пароходу, своему идеалу.
    Очень сильное впечатление в повести Ч. Айтматова производит на нас образ ребенка: "Один, без друзей, мальчик жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали, и разве лишь автолавка могла заставить его позабыть обо всем и стремглав бежать за ней. Что уж там говорить, автолавка -- это тебе не камни и не травы какие-то. Чего там только нет, в автолавке!" Большую часть времени мальчик проводит один. Эту пустоту заполняет своими образами, и у него развивается свой внутренний мир. Мальчик обращается к камням, травам, разговаривает с ними и с растениями. Каждый предмет олицетворяет для него добро или зло: "Среди растений -- "любимые", "смелые", "боязливые", "злые" и всякие другие. Колючий бодяк, например,-- "главный врач". Ребенок с одними находит общий язык, а другими борется. Но самым близким человеком и другом, понимающим его, является дед, который всеми силами старается сделать внука счастливым. Он внушает ребенку веру в старую сказку о матери-оленихе, которой мальчик и живет. Но у него есть и своя сказка -- про белый пароход, где он представляет себя рыбкой, плывущей вниз по реке к новой жизни, к родительской ласке, к белому пароходу. Так мальчик живет до тех пор, пока конфликт в семье, принимавший раньше малые размеры, не достигает своей критической точки. Дед, столько лет проживший на свете, сохранивший свою веру в сказку о матери-оленихе, прививший ее также мальчику, обрывает все разом, убивая марала. Этим прежде всего убивает ребенка, нанося ему сильнейшую душевную травму, а не себя, как думал он. Дед хочет решить конфликт мирным путем, взяв всю вину на себя, но его попытка ни к чему хорошему не приводит. В итоге у мальчика остается • только одна сказка -- про белый пароход, а потом ни одной.
    Легенда -- основа повести. Она объясняет зарождение племени бугу, в ней воплощены народные представления о добре и зле, в ней же предсказывается и трагический финал произведения. Благодаря сказкам, повесть поэтична, многопланова. Язык Ч. Айтматова богат, разнообразен, доступен широкому кругу читателей, но за кажущейся простотой скрывается кропотливый труд мастера: "Сердце мальчика покатилось по полу, вскарабкалось на подоконник, поближе к портфелю, и зашепталось с ним".
    Образ ребенка многогранен и раскрывается постепенно автором-повествователем. Через восприятие мальчика мы видим всех героев повести. Он дает нравственную оценку каждому персонажу: в этом особенность данного произведения автора. Даже если бы вокруг мальчика царили добро и красота, и тогда он создал бы в своем воображении мир, отличный оттого, в котором живет. Такова природа детства, детского сознания. Ребенок же погибшей легенде противопоставил сказку о белом пароходе и уплыл к нему со своей детской непримиримостью к законам Орозкула. В трагическом финале уходит Рогатая мать-олениха, уплывает рыбкой мальчик, отвергая не людей, а зло, жестокость в них.
    Закрыв книгу, мы, читатели, чувствуем ответственность за гибель ребенка. К этому, наверное, стремился автор, создавая произведение.
    Способность сопереживать, откликаться на чужую боль, не быть равнодушным -- не в этом ли главная задача литературы? И произведение Ч. Айтматова вполне отвечает этой цели.
    Сам писатель так говорит о себе: "Тот день, когда я перестану беспокоиться и мучиться, искать и волноваться, будет самым тяжелым днем в моей жизни".
Категория: Айтматов Ч. | Добавил: litra (06.03.2008)
Просмотров: 538 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Litra.my1.ru © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz