Законы человеческих отношений
не поддаются
математическим
расчетам, и в этом
смысле Земля
вращается, как
карусель кровавых
драм...
Ч. Айтматов
Роман Чингиза Айтматова "Плаха" основан на идее противоречивости
человеческой природы. С одной стороны - человек подчиняет себе и использует
природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны -
разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается
в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства,
гармонии, но на самом деле - всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз
Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на
плаху!
Роман построен сложно. В нём переплетаются две основные сюжетные линии
- жизнь волчьего семейства, и судьба Авдия Каллистратова. Главный герой
романа - Авдий Каллистратов, бывший семинарист, выезжает по заданию молодой
редакции в Моюнкумскую саванну за материалом про анашистов, собирающих
коноплю. Им движет не только задание газеты, а и мысль спасти павших и
снова сделать из них людей. Его духовности и идеи утверждения добра только
добром противостоит "идея" Гришана, вожака анашистов, убежденного в том,
что и он помогает людям на их дороге к счастью. "Я - говорит он Авдию, -
помогаю людям почувствовать счастье, познать Бога в кайфе. Я даю им то, что
вы не можете дать им ни своими проповедями, ни молитвами... У меня к Богу
есть свой путь, я вхожу к нему иначе, с черного хода. Не так твой Бог
разборчив и недоступен, как тебе мнится...". Гришан не может понять того,
что не в кайфе человек получает наслаждение, теряя контроль над собой и
настоящую свободу. Как видим, противостояние героев перерастает во взаимную
непринимаемость понятий добра и зла, счастья и свободы человека. При этом
выражается мысль о том, что какой-либо дурман - наркотический, религиозный
- зло. Однако выход из этого зла каждый видит по-своему, и каждый идет на
свою плаху: компания Гришана - на лаву подсудимых, а Авдий - не переубедив
никого, побитый, летит, выкинутый ими на ходу с поезда, под укос. Наивный
Авдий воспринимает мир только через "свет добра" и, сам того не замечая,
иногда становится орудием в руках зла. Не поняв навязанной ему роли,
начинает бороться с этим злом и снова идет на плаху. Так случайно он
становится участником "моюнкумской войны" - варварского уничтожения
животных во имя выполнения плана мясозаготовки. С огромной силой Ч. Айтматов изображает апокалиптическую картину побоища. "Врезаясь машинами в
гущу загнанных, уже бессильных сайгаков, стрелки валили животных направо и
налево, ещё больше нагнетая панику. Страх достиг таких апокалиптических
размеров, что волчице Акбаре, которая от выстрелов, казалось, что весь мир
оглох и онемел, что всюду царит хаос и само солнце, которое беззвучно
пылает над головой, так же гонят с ними в этой облаве" Мимолетный участник
этого побоища, Авдий не может победить реальное зло, и только дратует
пьяных облавщиков. И снова Авдий не снимает креста, который наложил на себя
добровольно, и несёт его до приготовленной ему Голгофы. Этот роман как крик, как отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас: одуматься, осознать свою ответственность за всё, что так - на пределе -
обострилось и сгустилось в мире. Синеглазая волчица пощадила Авдия, а люди
- распяли. "Спаси меня, волчица", - произнёс вдруг умирающий Авдий. Услышь
меня, прекрасная мать - волчица", - думает он и перед самой смертью он
видит волчицу. "Ты пришла..." - И голова его безвольно упала вниз".