Самые разные книги, на любые темы, для большого круга читателей можно
найти сейчас на книжных полках магазина. Но почти каждого человека
интересуют книги на нравственную тему, которые содержат в себе ответы
на извечные вопросы человечества, которые смогут подтолкнуть человека к
их разрешению и дать ему точные и исчерпывающие ответы на эти вопросы.
Таким, к примеру, и является роман известного современного писателя Ч. Айтматова "Плаха".
"Плаха" -- это немаленькое произведение, по своему идейному
содержанию оно заставляет человека задуматься над многим и не может
оставить своего читателя равнодушным к себе. Эту книгу трудно просто
поставить назад на полку и забыть о ней, прочитав ее "от корки до
корки", вникнув в смысл каждого слова, каждой фразы, которые содержат в
себе сотни вопросов и ответов.
Ч. Айтматов в своем романе, впрочем как и в каждой своей
книге, всегда стремился показать человека, ищущего свое место в жизни,
его пороки, ведущие к гибели всего человечества. Он поднимал такие
проблемы, как наркомания -- "чума XX века", экология человеческой души,
ее чистота и нравственность -- извечное стремление людей к идеалу
человека, и такую важную проблему в наше время, как природа, бережное
отношение к ней.
Ч. Айтматов хотел раскрыть в своем произведении все эти темы,
донести их смысл до своего читателя, не оставить его равнодушным ко
всему и бездейственным, так как время требует от нас их разрешения,
быстрого и правильного. Ведь сейчас человек сам, каждую минуту, убивает
себя. Он "играет с огнем", сокращая свою жизнь, попросту прожигая ее
драгоценные минуты, месяцы, годы одной выкуренной сигаретой, чрезмерным
употреблением алкоголя, одной дозой наркотиков... Да и разве потеря
нравственности для человека не самоубийство, ведь это будет бездушное
существо, лишенное всяких чувств, способное разрушить гармонию природы,
уничтожить ее создания: людей, животных, растения.
Разве не ужасно, что лицо человека может испугать волков
Моюнкумской пустыни. "Плаха" начинается темой волчьей семьи,
перерастающей в тему гибели саванны по вине человека, так как он
врывается в нее как хищник, уничтожающий все живое: сайгаков, волков.
Волки здесь очеловечены, наделены нравственной силой,
благородством и разумом, которых лишены люди. Они способны на любовь к
детям, тоскуют по ним. Они самоотверженны, готовы жертвовать собой ради
будущей жизни своих детей. Они обречены на схватку с людьми. Причем все
обращается в неотвратимую трагедию для саванны: убийство невинного
ребенка. Много внимания уделяет Ч. Айтматов и раскрытию характеров
других героев романа: Базар-бая, Бостона, Авдия Каллистратова. Он
противопоставляет их. Создавая Базарбая и Кандалова, он опускает
описание их внутреннего мира, так как они воплощение зла и не могут
ничего в себе нести, кроме разрушения. Но зато много внимания уделяет
раскрытию причин трагедий Бостона и Авдия. В них есть олицетворение
человечности, чувство равновесия во взаимоотношениях человека и
природы. Они хотят и стремятся к спасению хотя бы одного человека или
жизни животного. Но не могут, так как они не очень грамотны, беззащитны
и непрактичны, не способны пробудить из-за этого совесть и раскаяние.
Но все же мы в наше время нуждаемся в таких духовно чистых
людях. С этими образами Айтматов связал идеи гуманизма, так как только
такие люди могут отвести человека от плахи и избавить мир от зла.