ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (анализ 2- 3 произведений)
Не то, что мните вы - Природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть послушный нам язык.
Тютчев
Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходя-щие в
природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля - все молит
о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило
огромное количество проблем: экономических, нравственных и других, но,
по мнению многих, среди них самов важное место занимает экологическая
проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших детей.
Катастрофа века - это экологическое состояние окружающей среды. Многие
районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: уничтоженный
Арал, который так и не смогли спасти, Волга, отравленная стоками
промышленных предприятий, зараженный радиацией Чернобыль и многие
другие. Кто виноват? Человек, истребивший, уничтоживший свои корни,
человек, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился
страшнее зверя. Этой проблеме посвящен ряд произведений таких
знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор
Астафьев, Сергей Залыгин и другие.
Не может оставить равнодушным читателя роман Чингиза Айтматова "Плаха".
Автор позволил себе высказаться по самым болевым, злободневным вопросам
современности. Это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный
призыв, обращенный к каждому. В центре "Плахи" конфликт человека и пары
волков, потерявших своих детенышей по вине человека. Роман начинается
темой волков, перерастающей в тему гибели саванны. По вине человека
гибнет естественная природная среда обитания волков. Волчица Акбара
после гибели своего выводка встречается с человеком один на один, она
сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она
лишь уходит его от новых волчат. И в этом мы видим вечный закон
природы: не причинять зла друг другу, жить в единстве. Но и второй
выводок волчат погибает во время разра-ботки озера, и опять мы видим ту
же низость человеческой души. Никого не волнует уникальность озера и
его обитателей, потому что прибыль, нажива для многих важнее всего. И
вновь безгранич-ное горе матери-волчицы, ей негде найти убежище от
извергающих пламя махин. Последнее убежище волков - горы, но и здесь
они не находят успокоения. Наступает перелом в сознании Акбары - ведь
зло должно быть наказано. В ее изболевшейся, израненной душе поселяется
чувство мести, но нравственно Акбара выше человека. Спасая человеческое
дитя, существо чистое, еще не тронутое грязью окружающей
действительности, Акбара проявляет великоду-шие, простив людям
причиненное ей зло. Волки не только противо-поставлены человеку, они
очеловечены, наделены благородством, той высокой нравственной силой,
которой лишены люди. Животные добрее человека, потому что они берут от
природы только то, что необходимо для их существования, а человек
жесток не только к природе, но и к животному миру. Без всякого чувства
сожаления заготовители мяса расстреливают в упор беззащитных сайгаков,
гибнут сотни животных, совершается преступление против природы. В
повести "Плаха" волчица и ребенок погибают вместе, и кровь их
смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на все
существующие диспропорции.
Человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем, какие
последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела.
Уничтожение природы неизбежно сочетается с уничтожени-ем всего
человеческого в людях.
Литература учит, что жестокость к животным и к природе оборачи-вается
для самого человека серьезной опасностью для его физиче-ского и
нравственного здоровья. Об этом повесть Никонова "На волков", она
рассказывает о егере, человеке, по профессии призванном защитить все
живое, в действительности же нравствен-ном уроде, который наносит
природе непоправимый вред. Испытывая жгучую боль за погибающую природу,
современная литература выступает в качестве ее защитника. Большой
общественный отклик вызвала повесть Васильева "Не стреляйте в белых
лебедей". Для лесника Егора Полушкина лебеди, которых он поселил на
Черном озере, - это символ чистого, высокого и прекрасного.
В повести Распутина "Прощание с Матерой" поднимается тема вымирания
деревень. Бабка Дарья, главная героиня, тяжелее всех принимает новость
о том, что прожившая триста лет деревня Матера, где она родилась,
доживает свою последнюю весну. На Ангаре строят плотину, и деревня
будет затоплена. И вот тут бабка Дарья, проработавшая полвека
безотказно, честно и самоот-верженно, почти ничего не получавшая за
свой труд, вдруг сопро-тивляется, защищая свою старую избу, свою
Матеру, где жил ее прадед и дед, где каждое бревнышко не только ее, но
и ее пред-ков. Жалеет деревню и се сын Павел, который говорит, что не
больно ее терять только тому, кто "не поливал потом каждую борозду".
Павлу понятна и сегодняшняя правда, он понимает, что плотина нужна, но
не может смириться с этой правдой бабка Дарья, потому что затопят
могилы, а это - память. Она уверена, что "правда в памяти, у кого нет
памяти - у того нет жизни". Горюет Дарья на кладбище у могил своих
предков, просит у них прощения. Сцена прощания Дарьи на кладбище не
может не тронуть читателя. Строится новый поселок, но в нем нет стержня
той деревенской жизни, той силы, которой набирается крестьянин с
детства, общаясь с природой.
Против варварского уничтожения лесов, животных и вообще природы со
страниц печати постоянно звучат призывы писателей, которые стремятся
пробудить в читателях ответственность за будущее. Вопрос об отношении к
природе, к родным местам - это и вопрос об отношении к Родине. Есть
четыре закона экологии, которые сформу-лировал больше двадцати лет
назад американский ученый Барри Коммонер: "Все взаимосвязано, все
должно куда-нибудь деться, все что-нибудь стоит, природа знает это
лучше нас". Эти правила в полной мере отражают суть экономического
подхода к жизни, но, к сожалению, их не берут в расчет. Но, мне
кажется, если бы все люди земли задумались о своем будущем, то они
могли бы изменить сложившуюся в мире экологически опасную ситуацию. Все
в наших руках!