Одним из моих любимых современных писателей является Чингиз Айтматов.
Я читал многие его произведения, но больше всего мне запомнился роман
"Плаха".
Чингиз Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей
нашего времени. И в романе "Плаха", выполняя высокую миссию художника
быть духовным вождем людей, он вскрывает те пласты бытия, поднимает те
вопросы, которые грозно требуют своего осмысления и выражения в слове.
Люди, привыкшие спокойно дремать среди устоявшихся понятий,
разбуженные, реагируют гневом. Но и доброжелательные читатели, хотя и
читают роман с захватывающим интересом, когда пытаются осмыслить
философские вопросы, оказываются в известной растерянности.
Иисус Христос, наркоманы, чабан, волки -- как все это связано?
Автор пытается провести панораму жизни природы и мировой истории в нашу
современность, в наш день. Он стягивает эти проблемы в узел, который
именно мы, люди конца второго тысячелетия, призваны развязать.
Этот роман -- крик, отчаянный призыв одуматься, осознать свою
ответственность за все, что так обострилось и сгустилось в мире.
Экологические проблемы, затронутые в романе, писатель стремится постичь
прежде всего как проблемы состояния души человеческой. Разрушение
природного мира оборачивается опасной деформацией человека, личности.
Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели
Моюнкумы по вине человека: человек врывается в саванну как преступник,
как хищник. Он уничтожает и сайгаков, и волков. На уничтожение
обрекается и естественная среда их обитания. Этим и определяется
неотвратимость схватки волчицы Акбары с человеком. И кончается этот
поединок трагически.
Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены в нем
высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди,
противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчайнаре
олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям,
тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы
озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, самоотверженная
верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и
Ташчай-нара.
Акбара наделена Айтматовым даром нравственной памяти. Она
имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и осознает ее
как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде не должен
быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла, встретив в
степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная в тупик,
отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень
важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай, заслуживший
кару, но и невинный ребенок. И хотя личной вины перед волчицей Акбарой
у Бостона нет, но он должен принять на себя ответственность и за
Базарбая, который является его нравственным антиподом, и за действия
Кандалова, в одни сутки погубившего Моюнкумы. Айтматов при этом особо
подчеркивает: вандализм банды Кандалова возведен чуть ли не в ранг
государственной необходимости. Выходит, что нравственное вырождение,
эрозия в душах людей, разрушивших жизнь в Моюнкумах, имеет не частное
значение, а общее. Это проблема социальная. Недаром разбой, творимый
Кандаловым, не просто допускается, а возводится в уровень трудовой
доблести: решена проблема мясопоставок. Вот в чем трагедия.
Роман пронизывает убеждение: за то, что в сегодняшнем мире
бесчинствуют базарбаи и кандаловы, в ответе все человеческое общество
и, разумеется, мы с вами.
Создавая образы Базарбая и Кандалова, писатель сознательно
пренебрегает описанием их внутреннего мира. Для него они только
воплощение распада, духовного скотства, а отсюда -- зла. Базарбай --
пьяница, подлец, ненавидящий целый мир, завидующий всем. Он
беспредельно озлоблен. Привыкший к безнаказанности, он становится самим
собой, жалким и трусливым, когда волки преследуют его.
Много внимания уделяет автор раскрытию причин трагедии
Бостона. В этом образе Айтматовым олицетворена та естественная
человечность, которой нет в Базарбае. Бостон попадает в роковое
стечение обстоятельств. Он совершает три убийства -- сына, Акбары и
Базарбая. Из них только одно сознательное. В ужасе молит Бостон вернуть
ему сына, похищенного Акбарой. Не видя иного выхода, чабан стреляет в
бегущую волчицу, убивая тем же выстрелом своего сына. В этих сценах
проявляет себя трагическая неотвратимость ответственности за зло.
Начало этой катастрофы было в саванне, где скрепленным авторитетными
печатями планом были одним махом нарушены законы естественного течения
жизни и равновесия во взаимоотношениях человека с природой. Нарушения
закона природы как трагедию ощущает в романе один лишь Бостон.
Айтматов много раз подчеркивает, что все проблемы, которые
встают перед нами изо дня в день и которые имеют поэтому деловое,
практическое значение, перерастают в проблему нарушенных естественных
контактов человека и природы, что одинаково катастрофично и для
природы, и для человека.
Решение задач такого масштаба потребовало особенного
художественного решения образов Бостона и Базарбая. Базар-бай потерян
для общества. У Бостона судьба другая. Он в большой степени жертва
обстоятельств. Совершая самосуд, Бостон в гневе казнит Базарбая. Выход
ли это? Ведь совершено убийство. Бостон сам себя ведет на "плаху",
выполняя в отношении себя веление совести.
В романе затронута еще одна острая социальная тема -- проблема
наркомании. Автор показывает "гонцов", устремляющихся в Моюнкумскую
саванну в поисках дикорастущей конопли и ищущих не столько денег, а
прежде всего возможности пожить в иллюзиях.
Этих людей пытается понять и спасти Авдий Каллистратов. Авдий
-- сын священника, изгнанный из академии как "ере-тик-новомысленник".
Авдия мучает мысль о спасении хотя бы одного человека. Он не хочет
ждать, пока человек придет к Богу, и сам устремляется навстречу падшим.
Авдий, по замыслу писателя, вряд ли сможет помочь наркоманам, хотя он
не* заурядный по своему духовному складу человек. Авдий не очень
грамотный, несколько неловкий и непрактичный человек, его действия
скорее вызывают сострадание, чем надежду. Но действия его
свидетельствуют о высоте помыслов и о твердом желании внести свет в
погрязшие во тьме души. Пробудить в своих недругах раскаяние и совесть
-- таков его способ борьбы со злом, -- мы очень надеемся, что ему
удастся помочь Леньке, несчастному доброму юноше, еще не совсем
испорченному.
Надо честно признать, что неудачи Авдия в борьбе с наркоманами
отражают реальное положение в нашем обществе. Поступки Авдия достойны
глубокого уважения. Есть в Авдии почти детская беспомощность,
беззащитность. Айтматов наделяет его способностью к самопожертвованию,
силой, достаточной, чтобы не бросить крест, им же на себя возложенный.
Вид Авдия, распятого на саксауле, очень напоминает легенду о распятом
Христе. Но вопросы и проблемы, ведущие за собой этого человека на
"плаху", не решаются Айтматовым однозначно. Мы видим, что в духовной
чистоте Авдия автор осознает потребность нашего времени в таких молодых
людях.
С образом Каллистратова Айтматов связал идею гуманизма, идею
веры в доброе начало в человеке, но автор подвергает сомнению теорию
Авдия о том, что Бог всемогущ, всемилостив, вездесущ. Если так, почему
он не наказал Кандалова, почему не сумел защитить Авдия. Айтматову мало
только глубокой религиозности. Ему не обойтись без веры в человека.
Роман Айтматова -- воззвание к совести каждого: не жди, выходи
воином в поле за правду. Тревога -- вот главный лейтмотив романа. Это
-тревога за утрату веры в высокие идеалы, за падение нравов, за рост
наркомании, тревога за человека и окружающую его среду.
Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь...