Каждое произведение Чингиза Айтматова -- это открытие, новый взгляд на
те стороны и проблемы нашей современной жизни, которые долгое время
оставались в тени, умалчивались или раскрашивались в яркие тона. Острые
социальные и нравственные проблемы, поднимаемые писателем, заставляют
по-новому взглянуть на духовную жизнь наших современников, задуматься
над вопросом добра, истины, красоты и любви к жизни. Перестройка должна
начинаться с человеческих душ -- хотел сказать Чингиз Айтматов своими
произведениями. И в романе "Плаха" он поднимает те вопросы, которые
требуют осмысления. Главное, до чего доискивается Айтматов в романе: во
что и как верить человеку и за что держаться? При кризисе религий и
идеалов что останется человеку, какая спасительная сила и вера во что?
Волки, Иисус Христос, Авдий, чабан Бостон -- как связаны эти
герои между собой? Кажется, лишь последняя часть относится к нашей
современной жизни, а прочее уводит куда-то в далекие времена, когда
непотревоженной и девственной была природа и жизнь четы волков, в
какой-то не типичный для нашей молодости круг. Но не уводит, а приводит
автор эту панораму природы и истории к нашей современности, в наш день
для того, чтобы мы, современные люди нового тысячелетия, смогли
разрешить наболевшие проблемы. Итак, роман Айтматова воззвал к совести
каждого: не жди, выходи один воин на поле правды, и, может, это зажжет
других верой в свои силы, очистит их от подлости и лжи. Так чистый
юноша Авдий ринулся помочь бедным наркоманам, так и чабан Бостон идет
на поиски новых пастбищ и чинит суд над Базарбае-вым. И тут же мы сразу
задаем невольный вопрос -- чей путь верен? Путь Авдия -- "не убий!" --
или грозный суд Бостона? Авдий избирает путь жертвы. Он старается
пробудить в своих недругах луч раскаяния и искру совести, поставить их
на путь истины -- вот в чем его победа над злом, его способ убить
врага: сделать его другим. Но промашка героя в том, что он очень
тороплив и все старается исправить сейчас, в один миг. Бостон сам себя
ведет на плаху велением совести. Ну а Авдий? Он превозмогает и инстинкт
самосохранения, и гнев на своих врагов, жалея их и любя. И в романе он
сеет как человек свободы, который всевает в человеческие сердца и души
зерна добра и справедливости. Многие, прочитав роман, спросят:
"Правдоподобен ли Авдий? Типичен ли для современного человека?"
Считают, что его несовершенность проявляется в том, что он выходец из
семинарии, верит в Бога и идею Бога старается передать другим. Можно
посмотреть на Авдия с точки зрения нашей действительности. И мы увидим,
что в его чистоте -- духовная жажда человека нашего времени, который
стремится к единству своего светлого идеала и реальности. Он делает все
возможное, чтобы осуществлять правду на практике, нести людям свет и
добро, без подсказок и толчков делать добрые и нужные дела. Жизнь после
смерти и ради чего смерть? Над этим задумывается сам Христос в
предсмертном томлении в Гефсиманском саду. В романе ему дана новая
трактовка.
Иисусу было видение будущего: Земля в руинах и ни одного
человека не осталось. Христос принес себя в жертву за людей, а людей и
не стало вовсе. Люди сами в самоубийственной вражде, в зле насилия
уничтожили друг друга. И Страшный суд для них -- это сама история
человечества в войнах и крови. Но в романе Чингиз Айтматов использует
не только образы людей, но и зверей. У Айтматова идет постоянное
сравнение человека и животных. Волк всегда был в минусе. Но писатель
ставит вопрос по-другому -- вот если бы все люди были такими же
волками, как Акбара и Ташчайнар, тогда бы все зажили благополучно, в
мире и согласии. В романе "Плаха" писатель затрагивает этические и
моральные проблемы: человек призван к нравственному творчеству. Сражать
мир ценностей человечества необходимо через совесть, раскаяние, жертвы
и чувство смелости, одному сражаться за правду и справедливость. Только
часть вопросов были затронуты автором. Но главное то, что люди читают,
думают. Перед глазами вновь и вновь стоят многие картины: и отстрел
сайгаков с вертолета, и встречи в саванне волчицы с Авдием, затем
распятым в лунную ночь, и многие другие эпизоды, которые не могут
оставить равнодушными нас и безответными наши чувства.