«Повести гор и степей» (по ранним повестям «Джамиля», «Тополек в красной косынке»)
Всемирно известный писатель Чингиз Торекулович Айтматов не нуждается
в том, чтобы его представляли читателям -- миллионы его почитателей
живут по всему миру. Если же это все же нужно -- обращайтесь к его
книгам.
Есть писатели, каждое произведение которых становится событием
в культурной жизни страны, предметом горячих споров и глубоких
раздумий. Творчество Чингиза Айтматова убедительное свидетельство тому.
Появление в 1958 году в журнале "Новый мир" повести "Джамиля",
небольшой по объему, но значительной по содержанию, яркой по образному
мышлению и мастерству исполнения, было сигналом о том, что из
киргизских степей пришел в литературу человек удивительно самобытного
таланта.
Чехов писал: "Что талантливо, то ново". Эти слова полностью
можно отнести к повестям Ч.Айтматова "Джамиля", "Белый пароход",
"Прощай, Гюльсары!", "Тополек в красной косынке" и другим. Только
исключительно одаренная натура может сочетать в себе истинно
фольклорное начало и новаторское восприятие современной жизни. Уже
повесть "Джами-ля", спетая писателем свободно, на одном широком
дыхании, стала явлением новаторским.
Джамиля -- образ женщины, никем до Ч. Айтматова так не
раскрытый в прозе восточных литератур. Она живой человек, рожденный
самой землей Киргизии. До появления Дани-яра Джамиля жила как ручеек,
скованный льдом. Ни свекрови, ни мужу Джамили Садыку в силу вековых
традиций "большого и малого дворов" и в голову не приходит, что в
весеннюю пору солнце может разбудить и этот невидимый взору ручеек. И
он может заклокотать, забурлить, закипеть и ринуться на поиски выхода
и, не найдя его, не остановится ни перед чем, устремится вперед к
вольной жизни.
В повести "Джамиля" по-новому, тонко и с большим внутренним
тактом Ч. Айтматов решает проблему столкновения нового со старым,
патриархального и социалистического уклада в жизни, быту. Проблема эта
сложная, и когда ее старались решить прямолинейно, то герои получались
схематичными, отсутствовала психологическая убедительность. Ч. Айтматов
счастливо избежал этого недостатка. Сеит, от имени которого ведется
повествование, с почтением относится к своей матери -- опоре семьи.
Когда все мужчины "большого и малого дворов" уходят на фронт, мать
требует от оставшихся "терпения вместе с народом". Она в своем
понимании вещей опирается на большой жизненный опыт и эпические
традиции. В ее адрес автор не бросает ни единого упрека. А
патриархальные устои, косность, обывательщина, покрытая плесенью
благополучия, подтекстно высвечиваются автором, и в конечном счете
читателю становится ясно, что все это давит на личность, лишает ее
красоты, свободы и силы. Любовь Данияра и Джамили не только обнажила
нравственные и социальные корни этой обывательщины, но и показала пути
победы над нею.
Любовь в повести выигрывает битву в борьбе с косностью. Как в
этом произведении, так и в последующих Айтматов утверждает свободу
личности и любви, потому что без них нет жизни.
Сила воздействия настоящего искусства на душу человека ярко
раскрыта в судьбе юного Сеита. Обыкновенный аильский подросток,
отличающийся от своих сверстников, может быть, чуть большей
наблюдательностью и душевной тонкостью, под влиянием песен Данияра
вдруг начинает прозревать. Любовь Данияра и Джамили окрыляет Сеита.
После их ухода он все еще остается в аиле Куркуреу, но это уже не
прежний подросток. Джамиля и Данияр стали для него нравственным
воплощением поэзии и любви, свет их повел его в дорогу, он решительно
заявил матери: "Я поеду учиться... Скажи отцу. Я хочу быть художником".
Такова преобразующая сила любви и искусства. Это утверждает и
отстаивает Ч. Айтматов в повести "Джамиля".
В самом начале 60-х годов одна за другой появились несколько
повестей Айтматова, в том числе "Тополек в красной косынке", "Верблюжий
глаз". Если судить по художественному исполнению, они относятся ко
времени творческих поисков писателя. И в той и в другой повести есть
остроконфликтные ситуации как в сфере производства, так и в личной
жизни героев.
Герой повести "Тополек в красной косынке" Ильяс довольно
поэтично воспринимает окружающий мир. Но в начале повести, где эта
поэтичность выглядит естественным проявлением духовных возможностей
человека, окрыленного любовью, он кажется менее убедительным, чем
потом, когда он страдает, ищет свою потерянную любовь. И все же Ильяс
-- это резко очерченный мужской характер среди окружающих его людей.
Байтемир, который сначала приютил Асель, а потом и женился на ней,--
человек добрый и отзывчивый, но в нем есть некий эгоизм. Может быть,
это оттого, что слишком долго он жил в одиночестве и теперь молча, но
упорно держится за счастье, которое так неожиданно, словно Божий дар,
переступило порог его холостяцкого жилья?
Критики упрекали автора "Тополька в красной косынке" в
недостаточности психологического обоснования поступков героев.
Невысказанная словами любовь двух молодых людей и их скоропалительная
свадьба, казалось, брали под сомнение. В этом есть, конечно, доля
правды, но надо учесть и то, что творческому принципу Ч. Айтматова,
равно как и любовной традиции его народа, всегда чужда многословность
любящих друг друга людей. Как раз через поступки, тонкие детали и
показывает Айтматов единение любящих сердец. Объяснение в любви -- это
еще не сама любовь. Ведь Данияр и Джамиля тоже поняли, что любят друг
друга, без многословных объяснений.
В "Топольке в красной косынке" Асель среди колес десятка
других автомашин узнает следы грузовика Ильяса. Здесь Айтматов
фольклорную деталь использовал очень к месту и по-творчески. В этом
краю, где происходит действие повести, девушке, тем более за два дня до
свадьбы, среди бела дня не вый- ти на дорогу, чтоб ждать нелюбимого
человека. Ильяса и Асель на дорогу привела любовь, и здесь слова
излишни, так как поступки их психологически оправданы. И все же в
повести чувствуется какая-то спешка автора, стремление поскорее
соединить влюбленных, ему скорее надо перейти на что-то более важное. И
вот уже Ильяс говорит: "Жили мы дружно, любили друг друга, а потом
случилась у меня беда". И дальше -- производственный конфликт и в
конечном счете разрушение семьи. Почему? Потому что Ильяс "не туда
повернул коня жизни". Да, Ильяс человек горячий и противоречивый, но
читатель верит в то, что он не опустится, найдет в себе силы преодолеть
смятение в душе и обретет счастье. Для того чтобы убедиться в этом
логичном превращении Ильяса, читателям достаточно вспомнить внутренний
монолог этого уже достаточно побитого судьбою молодого человека, когда
он во второй раз видит белых лебедей над Иссык-Кулем: "Иссык-Куль,
Иссык-Куль -- песня моя недопетая! ...зачем я вспомнил тот день, когда
на этом месте, над самой водой, мы остановились вместе с Асель?"
Ч. Айтматов не изменяет своей манере: чтоб доказать глубину
переживаний Ильяса и широту его души, он снова оставляет его наедине с
озером.
Этой повестью замечательный писатель доказал себе и другим,
что для любого сюжета, любой темы он находит самобытное айтматовское
решение.