Вторник, 24.09.2024, 16:27
Litra
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Абрамов Ф.А. [5]
Адамович А.М. [1]
Айтматов Ч. [32]
Аксенов В.П. [1]
Акулов И.И. [1]
Алексеев М.Н. [1]
Алексин А.Г. [3]
Андреев Л.Н. [6]
Анненский И.Ф. [2]
Астафьев В.П. [26]
Ахматова А.А. [0]
Бабель И.Э. [0]
Багрицкий Э.Г. [0]
Бажов П.П. [0]
Бальмонт К. [0]
Баратынский Е.А. [0]
Батюшков К.Н. [0]
Белинский В.Г. [0]
Белов В.И. [0]
Белый А. [0]
Битов А.Г. [0]
Блок А.А. [0]
Бойко И.Н. [0]
Бондарев Ю.В. [0]
Бородин Л.И. [0]
Бродский И.А. [0]
Брюсов В.Я. [0]
Булгаков М.А. [0]
Бунин И.А. [0]
Быков В. [0]
Вампилов А.В. [0]
Васильев Б.Л. [0]
Веневитинов Д.В. [0]
Визбор Ю.И. [0]
Владимов Г.Н. [0]
Вознесенский А.А. [0]
Войнович В. [0]
Воробьев К.Д. [0]
Высоцкий В.С. [0]
Галич А.А. [0]
Галкин В.С. [0]
Герцен А.И. [0]
Гоголь Н.В. [0]
Гончаров И.А. [0]
Горький М. [0]
Гранин Д.А. [0]
Грибоедов А.С. [0]
Григорьев А.А. [0]
Грин А.С. [0]
Гроссман В.С. [0]
Гумилев Н.С. [0]
Державин Г.Р. [0]
Домбровский Ю.О. [0]
Достоевский Ф.М. [0]
Друнина Ю.В. [0]
Дудинцев В.Д. [0]
Евтушенко Е.А. [0]
Есенин С.А. [0]
Жуковский В.А. [0]
Заболоцкий Н.А. [0]
Зайцев Б.К. [0]
Замятин Е.И. [0]
Зощенко М.М. [0]
Иванов В.И. [0]
Иванов Г.В. [0]
Казакевич Э.Г. [0]
Карамзин Н.М. [0]
Ким А.А. [0]
Кольцов А.В. [0]
Кондратьев В.Л. [0]
Короленко В.Г. [0]
Крылов И.А. [0]
Куприн А.И. [0]
Леонов Л.М. [0]
Лермонтов М.Ю. [0]
Лесков Н.С. [0]
Ломоносов М.В. [0]
Мандельштам О.Э. [0]
Маяковский В.В. [0]
Межиров А.П. [0]
Можаев Б.А. [0]
Набоков В.В. [0]
Надсон С.Я. [0]
Некрасов Н.А. [0]
Носов Е.И. [0]
Окуджава Б.Ш. [0]
Островский А.Н. [0]
Островский Н.А. [0]
Пастернак Б.Л. [0]
Паустовский К.Г. [0]
Петрушевская Л.С. [0]
Пикуль В.С. [0]
Пильняк Б.А. [0]
Писемский А.Ф. [0]
Платонов А.П. [0]
Приставкин А.И. [0]
Пришвин М.М. [0]
Пушкин А.С. [0]
Радищев А.Н. [0]
Распутин В.Г. [0]
Ремизов А.М. [0]
Розов В.С. [0]
Рубцов Н.М. [0]
Рыбаков А.Н. [0]
Рылеев К.Ф. [0]
Салтыков-Щедрин М.Е. [0]
Светлов М.А. [0]
Северянин И. [0]
Симонов К.М. [0]
Солженицын А.И. [0]
Сологуб Ф.К. [0]
Солоухин В.А. [0]
Стругацкие А.Н. и Б.Н. [0]
Твардовский А.Т. [0]
Токарева В.С. [0]
Толстой А.Н. [0]
Толстой Л.Н. [0]
Трифонов Ю.В. [0]
Тургенев И.С. [0]
Тютчев и Фет [0]
Тютчев Ф.И. [0]
Фадеев А.А. [0]
Фет А.А. [0]
Фонвизин Д.И. [0]
Хлебников В. [0]
Ходасевич В.Ф. [0]
Цветаева М.И. [0]
Чаковский А.Б. [0]
Чернышевский Н.Г. [0]
Чехов А.П. [0]
Чивилихин В.А. [0]
Шаламов В.Т. [0]
Шмелев И.С. [0]
Шолохов М.А. [0]
Шукшин В.М. [0]
Языков Н.М. [0]
Главная » Статьи » Сочинения » Айтматов Ч.

Творчество Ч. Айтматова
Чингиз Айтматов (род. в 1928 г.) - одна из самых замеча-
тельных фигур современной советской литературы. Это писатель
глубоко национальный, но с первых же шагов в литературе он
стал известен во всем Союзе. В качестве одного из видных со-
ветских писателей он широко популярен за рубежом. Последние
годы он часто выступает там с лекциями, интервью, на различных
форумах.
Однако прежде чем к Айтматову пришел успех, он много и
напряженно работал: искал свои темы, своих героев, свою
собственную манеру повествования. С самого начала его произве-
дения отличали особый драматизм, сложная проблематика, неод-
нозначное решение проблем. Таковы ранние повести: "Джамиля"
(1957), "Тополек мой в красной косынке" (1961), "Первый учи-
тель" (1963). На последней повести остановимся чуть подробнее.
Сам автор говорил: "... в "Первом учителе" я хотел утвердить
наше понимание положительного героя в литературе... Я поста-
рался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я
хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах".
Образ учителя, изо всех сил стремящегося оторвать детей своих
односельчан от невежества, до боли современен. Разве и сегодня
жизнь учителей-сподвижников не направлена на то же? И разве не
глубоко прав критик В.Панкин, что "уважать учителя- эта наука
почему-то дается труднее других".
Постепенно все шире и глубже становится охват жизни,
писатель все больше стремится проникнуть в ее тайны, в суть
острейших вопросов современности. При этом проза Айтматова
становится более философской; противоречия, коллизии достигают
очень большой силы. Усложняются способы повествования. Часто
неразрывно сливаются размышления, внутренние монологи героя с
авторской речью. Усиливается роль фольклорных элементов, в
рассказ вплетаются лирические песни ( "Прощай, Гульсары!"),
предания, мифы, легенды ("Белый пароход", "Пегий пес, бегущий
краем моря"). От этого образы приобретают особое, символи-
ческое значение, углубляется философская направленность произ-
ведений.
Некоторые критики выделяют три периода в творческом раз-
витии Ч.Айтматова. "Джамиля", "Верблюжий глаз", "Тополек мой в
красной косынке", "Первый учитель"- произведения первого эта-
па. Второй образуют повести "Материнское поле" (1963 г.) и
"Прощай, Гульсары!" (1966г.). Третий же начинается с "Белого
парохода" ( 1970 г.). Это также "Ранние журавли", "Пегий пес,
бегущий краем моря" и роман "Буранный полустанок". "Личность и
Жизнь, Народ и История, Совесть и Бытие- вот проблемные пары
трех означенных ступеней восхождения Айтматова ко все более
глубинным сутям",- пишет исследователь творчества писателя
Г.Грачев.
Не просто отдельные люди с их чувствами и думами, а Чело-
век вообще становится в центре внимания писателя. Он стремится
постигать законы бытия, смысл жизни. Так, нет конкретных при-
мет времени, индивидуальности характеров в философской повести
"Пегий пес, бегущий краем моря". Смысл ее в думах старика Ор-
гана: "... перед лицом бесконечности простора человек в лодке
ничто. Но человек мыслит и тем восходит к величию Моря и Неба,
и тем утверждает себя перед вечными стихиями, и тем он соизме-
рен глубине и высоте миров". Всем своим содержанием эта по-
весть является подходом к роману "Буранный полустанок" ( дру-
гое название "И дольше века длится день" ). Главное в романе -
это принципиально новое осмысление времени и пространства, это
весь мир наш с раздирающими его противоречиями, мир на грани
катастрофы. Произведение глубоко философично и художественно.
Не могут не нравиться и люди труда, вечные труженики, которых
с такой любовью изобразил автор.
Критик делил творчество писателя на три периода в 1982
году. Но, кажется, перестройка явилась возможностью для еще
более высокого подъема мастерства писателя. С ее началом выхо-
дит в свет "Плаха". Эта книга об отношениях Человека и Приро-
ды, о поисках смысла жизни, и о назначении религии в ее лучших
проявлениях для нас, и о беде нашего времени- наркомании, и
многом другом. По охвату тем, многоплановости, философскому
подходу и глубине символики это произведение превзошло все ра-
нее написанное.
Категория: Айтматов Ч. | Добавил: litra (06.03.2008)
Просмотров: 747 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Litra.my1.ru © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz