Рецензия на трилогию о русских женщинах Ф. А. Абрамова
Есть женщины в русских селеньях...
Н. А. Некрасов
Повести Федора Абрамова -- "Деревянные кони", "Пелагея" и
"Алька" -- были завершены почти одновременно -- в 1969 и 1971 годах.
Писатель придал им особое значение.
В этих повестях воплощена история русской деревни, многострадальной жизни крестьян и прежде всего русской женщины.
Трилогия начинается повестью "Деревянные кони". В ней
рассказывается о жизни Милентьевны, русской крестьянки. Про жизнь ее мы
узнаем из рассказов Евгении -- невестки Милентьевны. И жизнь эта была
далеко не легкой. Шестнадцати лет Милентьевну замуж выпихнули. От
рассвета до заката -- непосильная работа, заботы по дому. Двух сыновей
на войне убили. Но выстояла Милентьевна, выдержала все невзгоды. И даже
теперь, несмотря на свою старость, не могла сидеть без работы. Каждое
утро уходила в лес за грибами. Возвращалась еле живая, но не хотела
покоряться усталости, немощи и возрасту. (А шел Милентьевне уже седьмой
десяток.) Однажды пришла она совсем больная и слегла. Но через два дня
нужно было ехать ей домой (она гостила у одного из своих сыновей), так
как внучке обещала приехать к "школьному дню". И вот, несмотря на свою
болезнь, ливень и грязь за окном, несмотря на то, что сын не приехал за
ней, пошла пешком, увязая в грязи, покачиваясь от порывов ветра и
слабости. Ничто не могло помешать ей сдержать свое обещание, данное
внучке.
Повесть "Пелагея" рассказывает нам о другой женской судьбе.
Другой, но не менее тяжелой. Пелагея Амосова -- пе-карша, с зари до
зари работающая в своей пекарне. Это, однако, не одна ее забота: еще
надо и по дому справиться, и двор прибрать, и травы накосить, и за
мужем, больным успеть ухаживать. У нее постоянно душа болит за дочь
свою -- Альку. Эта непоседа и егоза, которая не может усидеть на месте,
целыми днями и ночами пропадает на гулянках. А между тем сама еще школу
не закончила...
Вся жизнь Пелагеи -- это сплошная вереница одинаковых дней,
проходящих в непосильном труде. Пелагея не может позволить себе хоть
день отдыха: вся работа держится на ней. Да и не могла она жить без
своей пекарни. "Всю жизнь думала: каторга, жернов каменный на шее --
вот что эта пекарня. А оказывается, без этой каторги да без этого
жернова ей и дышать нечем".
Кроме непосильной работы, на Пелагею наваливаются и другие
невзгоды: тяжелая болезнь и смерть мужа, бегство дочери в город вместе
с офицером. Силы постепенно оставляли ее. Нестерпимее всего была
невозможность работать. "Не умела болеть Пелагея". Не могла она
примириться с тем, что не та уже стала, как раньше.
А жизнь готовит все новые и новые удары уже больной женщине:
от дочери никаких вестей, пекарня, ее родная пекарня, запущена, в
магазине ее обманули, подсунули давно вышедшие из моды плюшевики. С
каждым новым ударом Пелагея понимает, что отстает она от жизни. "Да как
тут жить дальше?" -- ищет она ответа и не находит его.
Так и умерла Пелагея, не увидев новой цели в жизни, так и не
поняв, как же можно жить, когда работать уже не можешь и силы оставляют
тебя.
Заключительная повесть трилогии -- "Алька". Героиня ее --
Алька -- дочь Пелагеи, но жизнь у нее совершенно другая, вольная, не
закованная в железный обруч непосильной работы. Алька живет в городе и
работает официанткой. Жизнь в деревне не для нее, она не хочет жить,
как мать, добиваясь всего тяжелым трудом. Алька считает свою работу не
хуже других и гордится тем, что работает в городе, в ресторане,
зарабатывает большие деньги. В будущем она хочет стать стюардессой (и
становится ею).
Алька -- это тип совершенно другого человека, нежели ее мать.
Она не приучена с детства к тяжелому труду в поле, ей чужда вся
деревенская жизнь. Был момент, когда Алька была готова остаться в
деревне. Она вспоминает об умершей матери, о том, как неустанно
работала та всю жизнь ради нее, Альки, о том, что не приехала проводить
свою мать в последний путь. И так горько становится на душе у Альки. В
этот момент она решает остаться в деревне, даже бежит и сообщает об
этом тетке Анисье. Надо только съездить в город, забрать пятьсот
рублей, "остатки от распроданного родительского добра". Но именно эта
поездка все изменяет. Снова окунувшись в городскую жизнь, она уже не
тянется в деревню. Что деревенская жизнь по сравнению с городской! Да и
не такой человек Алька, чтобы на веки вечные похоронить себя в деревне.
"Жалковато стало всего этого великолепия, с которым не сегодня-завтра
надо расстаться".
В трилогии очень ярко и живо показаны типы русской женщины
тридцатых--семидесятых годов. Мы можем увидеть, как постепенно
изменялся этот тип из поколения в поколение. Изначально женщина была
"привязана" только к дому да работе на земле, но постепенно у нее
появляются другие возможности.
Пелагея уже меньше привязана к земле, чем Милентьевна, но она
еще не могла оторваться от нее, да ей это было и не нужно. Алька же
сызмала не тяготела к деревенской работе и потому спокойно покидает
деревню.
Трилогия интересна для читателя не только главными героинями,
но и второстепенными, но не менее яркими. С какой живостью, например,
выписаны образы Мани-болыпой и Мани-маленькой -- двух
подружек-пенсионерок -- или тетки Анисьи.
Читая повести Федора Абрамова, живо представляешь картины деревенской жизни, взаимоотношения между людьми.
Трилогия Федора Абрамова мне очень понравилась. Написана она
ярким, живым и в то же время простым языком. Несмотря на внешнюю
простоту повестей, в них очень глубоко показана многострадальная судьба
русской женщины.
Повести эти не только о деревне. Они о человеке, который в любых обстоятельствах должен оставаться человеком.