Рецензия на повесть Ф. А. Абрамова «Поездка в прошлое»
Федор Абрамов -- широко известный в нашей стране писатель и критик.
В 1993 году вышло полное собрание сочинений писателя впервые, уже после
смерти Федора Абрамова. До этого до читателя доходили лишь редкие
издания в журналах и "истерзанные" цензорами сборники, каждый из
которых автору приходилось буквально пробивать в печать месяцами, а
иногда и годами.
Федор Абрамов красочно рисует дела и судьбы людей русской
деревни во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.
Тема коллективизации, уничтожения крестьянства -- основы русской
духовной культуры -- звучит у писателя в большинстве его произведений.
Особенно близок Абрамову Русский Север -- родина писателя. Там он начал
свою трудовую судьбу, которая вобрала трагедийный опыт деревенского
подростка, испытавшего беды коллективизации и полуголодного
существования 1930-х годов, ранний опыт безотцовщины и братской
взаимопомощи, опыт ополченца-фронтовика, а затем -- опыт человека,
воочию, на своих земляках, на семье брата, столкнувшегося с
послевоенным лихолетьем, с бесправным положением крестьянина, лишенного
даже паспорта, почти ничего не получающего на трудодни и платившего
налог за то, чего у него не было. Поэтому Абрамов пришел в литературу с
огромным жизненным опытом, с убеждениями заступника народного. В первом
романе "Братья и сестры" мощно зазвучала живая многоголосая народная
речь, усвоенная писателем с детства и всегда питавшая его книги. Романы
"Братья и сестры", "Две зимы и три лета", "Пути-перепутья" и "Дом"
составляют тетралогию "Братья и сестры". Объединенные общими героями и
местом действия (северное село Пе-кашино), эти книги повествуют о
тридцатилетней судьбе русского северного крестьянства начиная с
военного 1942 года. За это время состарилось одно поколение, возмужало
второе и подросло третье. И сам автор обретал мудрость со своими
героями, ставил все более сложные проблемы, вдумывался и вглядывался в
судьбы страны, России и человека. В пору работы над романами
создавались и лучшие повести и рассказы писателя: "Деревянные кони",
"Пелагея", "Алька", "Поездка в прошлое", "Старухи", "О чем плачут
лошади".
В 1974 году было закончено одно из самых ярких и значительных
произведений Абрамова -- повесть "Поездка в прошлое". Она не увидела
свет при жизни автора, ее издали лишь в 1989 году, спустя пятнадцать
лет. Эта повесть, на мой взгляд, превосходит остальные по емкости и
лаконичности, по глубине социального анализа и остроте конфликта.
Абрамов сосредоточил внимание в повести не на событиях, а на сознании и
психологии людей, на самых губительных последствиях политики партии в
двадцатые и тридцатые годы, которые проникли в души людей, в характеры,
жизненные ориентации. В повести затронуты те сложнейшие политические,
социально-исторические и философские проблемы, о которых в полный голос
заговорили совсем недавно и которые до сих пор ждут настоящего
осмысления: трагедия коллективизации и раскулачивания, противостояния
фанатиков революционеров и подлинных гуманистов, хранителей
общечеловеческих ценностей, прозрение и истоки трагедии людей,
сломанных страшным прессингом советской идеологии, давлением на людей в
течение долгих десятилетий. В центре повести лежит история жизни Микши
Кобылина -- сельского конюха, алкоголика. Микша -- жертва своего
прошлого. Он всю жизнь верил в то, что его дядья --
революционеры-коллективизаторы -- честные, благородные, отважные люди,
которые заботились об общем благе. Прозрение оказалось для него столь
страшным, что убило его изнутри. "Мефодий Кобылий, хоть и дядя тебе
родной, а собака был человек. Сколько его на свете нету? Двадцать лет,
а может, больше, а люди и теперь еще из-за него плачут. В кажинной
деревне безвинных людей сказнил, а в нашей волости зараз десять
мужиков", -- рассказывала старая Федосеевна Микше. Миф о трагической
гибели дяди Александра действительно оказался лишь мифом: "А на самом
деле пьяный дядя изнасиловал беззащитную пятнадцатилетнюю девчонку,
которая убирала комендатуру, а брат этой девчонки -- четырнадцатилетний
пацан -- убил дядю..." А Микша верил в то, что рассказывали в областном
музее: он отрекся от родного отца, чтобы "показать революционный
пример", он отказался от отцовской фамилии. Микша узнает, что его отец
был честным и трудолюбивым человеком, но уже было поздно чего-либо
исправлять.
Сцены раскулачивания, жизни "лишенцев" или сосланных на Север
крестьян отражают реальные события тех лет: "У нас в деревне стали
колхоз делать -- караул кричи. Три хозяйства по плану распотрошить
надо, а где их взять?" "А в этом самом тридцатом году что тут
делалось... По два, по три мертвяка за утро вытаскивали. Из
раскулаченных. С южных районов которые к нам, на Север, были высланы.
Жуть сколько их в нашей деревне было! Все лето баржами возили". Эти
сцены говорят сами за себя. Расстрелы, убийства, полное разрушение
деревенского быта, реки крови и страданий...
"Раскулачивали наиболее расторопных, хозяйственно-инициативных
мужиков. Построил мельницу, завел смолокурню, маслобойку выписал --
враг. Враг каждый, кто проявлял хоть какую-нибудь инициативу. Желанный,
идеальный гражданин -- лодырь, бездельник", -- писал автор о проблеме
раскулачивания.
Глубина проблематики в книгах Абрамова связана с достоверным
знанием жизни русской деревни, души и характера крестьянства,
пониманием его трагедии в советское время.