С давних времен человек живет бок о бок с природой. Раньше человек
поклонялся порою принося жертвы ей. В наш техногенный век, время
прогресса отношение к ней кардинальным образом поменялось. Люди считают
себя выше природы. Не пора ли ответить на вопрос и решить поставленную
жизнью задачу : природа - храм или мастерская ? Нравственные проблемы.
бытия, по мнению Астафьева. сконцентрированы сейчас во взаимоотношениях
человека и природы. Это - главное содержание его зрелого творчества. В
одном из лучших произведений, в романе "Царь-рыба" вопросы экологии
становятся предметом философского рассуждения о биологическом и
духовном выживании людей. Писателя интересуют не идеальные персонажи и
не театральные злодеи, а реальные люди. Лучшим из его героев
свойственна душевная тонкость, умение чувствовать прекрасное, не
столько привитое культурой, сколько естественное. Отличает астафьевских
персонажей желание и, главное, умение делать добро. Это не подвиги, а
обычные, непримечательные поступки, но они служат поддержанию и
утверждению общечеловеческих нравственных законов. Повествование в
романе "Царь-рыба" целиком посвящено современности: проблема охраны
природы тесно связана в нем с вопросами войны и мира, нравственного
состояния человека. Стремительное развитие техники отозвалось нам не
только благами. Оно породило в человеке "козявочное" чувство своей
ничтожности, которое, по мнению писателя, рождает в людях презрение к
самим себе и к жизни вообще, безнравственное отношение к миру. Люди
настолько свыклись с пропастью, отделяющей их от природы и,
следовательно, друг от друга, что просто перестали принимать ее во
внимание. Спасение, по Астафьеву, в преодолении этой пропасти, в
духовном слиянии с природой. Так, в "Царь-рыбе" в главе "Капля"
прекрасно выражено это благотворное воздействие природы. Именно в
состоянии мирного покоя, навеянного природой, открывается самое хорошее
в душе: жалость и любовь к людям, желание защитить их от бед и обид,
нрав-ственное убеждение в человечности мира. Как контрастно звучат
после этого гимна земной красоте последующие рассказы. По-гоголевски
колоритно сатирическое описание поселка Чуш. По признанию автора,
"дремучеством" веяло от жителей поселка, "болотным духом за версту
несло". Главная их забота - урвать себе кусок поболе да пожирнее. Как
символ чушанской веры и надежды стоит местный магазин. Но разве хлебом
единым жив человек? Хочется чушанцам и другой, "красивой", "культурной"
жизни. Но вся беда их в том, что представления об этой "культурной"
жизни у них крайне убоги. Неудивительно, что в такой среде процветает
браконьерство - страшная болезнь нашего времени. Истоки ее - в
бездуховности, порождающей неуемную жажду наживы. Так почему же
"забылся в человеке человек", почему "жадность его обуяла"? -
тревожится автор. Всех его персонажей можно условно разделить на
уходящих от мира и старающихся жить с ним в гармонии. Люди
злоупотребляющие неминуемо становятся разрушителями. В центральной
главе повествования "Царь-рыбы" браконьер Игнатьич изловил огромного
осетра, но не но не смог с ним справиться. Рыба утащила его в воду, и
долго, бесконечно долго находились реки "царь" и всей природы "царь" в
одной ловушке. Но удивительное дело: в момент возмездия, когда страх
смерти и угрызения совести терзают браконьера, происходит вдруг слияние
вечно меняющихся ролями мучителя и мученика - человека и природы. Но не
возвышенно-легкое, когда, как в главе "Капля", душа природы внятна
человеку. Отягощена свершенным злом душа браконьера, и терпит он
великие муки. Израненные, человек и "царица" рек встречаются в равном
бою со стихией. Теперь "царь" природы уже не управляет ситуацией,
природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой,
прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут
своей смерти. И Игнатьич просит: "Господи, отпусти эту рыбу!" Сам он
этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы. Так,
значит, не человек сотворяет природу, а природа властвует над
человеком. Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку
исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич - умный человек, он понимает
свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он
вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это
происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и
подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь. Идея
повествования Астафьева состоит в том, что человек должен жить в мире с
природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее. После прочтения
"Царь рыбы" , мы можем сделать вывод что природа храм, а не мастерская.