Рецензия на произведение В. П. Астафьева «Царь-рыба» (2)
Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей наших дней.
Родился он в 1924 году, детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и
творчество связаны с родным и близким его сердцу краем; писатель всегда
возвращается в родные места, куда бы ни бросала его жизнь.
Предвоенное детство было трудным, сиротским; самые светлые
воспоминания -- привольная жизнь в деревне, бабушка Катерина, научившая
любить людей и природу, жить по законам добра и справедливости.
С Великой Отечественной войны вернулся с несколькими ранениями
и многими идеями, которые легли в основу его будущих произведений.
Астафьева я знаю по рассказам "Перевал", "Кража", роману
"Печальный детектив". Но наибольшее впечатление оставила книга
"Царь-рыба", которой и посвящена моя работа.
"Царь-рыба" -- повествование рассказов, ранее услышанных
автором от самих героев. Черемисин поведал об истории приезжих
браконьеров, Николай -- о славной собаке Боей, но больше всего автор
ссылается на Акима. Однако непосредственно от лица этих героев
повествование не ведется. Писатель художественно переплавляет их
рассказы; преобладает его оценка героев, отбор фактов. Именно фигура
автора-повествователя объединяет отдельные главы этого произведения,
придавая им художественную целостность. Все многоголосие проблем
фокусируется на этом образе, черты его ясно просматриваются в главах
"Царь-рыба", "УханаБоганиде", "Сон о белых горах", где он внешне не
присутствует. Слияние эпических и лирических начал придает жанру книги
своеобразие и позволяет определить ее вид как лиро-эпическую повесть в
рассказах.
Астафьев не идеализирует природу и ее законы, а художественно
исследует их противоречивое содержание. Природа не только врачует душу
человека (глава "Капля"), но может быть слепа и жестока, как мы видим
это, например, в главе "Поминки". Разум и духовный опыт позволяют
человеку установить гармонические взаимоотношения между ним и природой,
активно используя и пополняя ее богатства. Гармония взаимоотношений
человека и природы, предполагающая и борьбу, исключает уничтожение. В
человеческой душе заложено чувство бережного отношения ко всему живому
на земле, к красоте лесов, рек, морей. Бессмысленное уничтожение
природы разрушающе сказывается на самом человеке. Природные и
социальные законы не дают ему права переступить ту "черту, за которой
кончается человек, и из дальних, наполненных пещерной жутью времен
выставляет и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло
первобытного дикаря".
При всем разнообразии судеб, истории жизней героев условно
можно разделить на две группы, исходя из оценок и отношения к ним
автора-повествователя. Парамон Олсуфьев, бакенщик Павел Егорович,
Колыпа, Касьянка, Киряга-дере-вяга, Аким нарисованы с особой теплотой;
повествование о них, как правило, окрашено эмоциональным тоном радости,
с проявлением человеческой работы и уважения к живой душе этих героев.
Астафьев не приемлет корыстолюбия, уничтожающего душу, слепой
зависти и жестокости Зиновия Утробина, Командора, рыбака Грохотало, что
определяет и авторскую оценку этих героев, составляющих вторую группу
персонажей. Чувствительность и доброта делают человека слабым, считает
Гога Герцев. Он искажает духовные и социальные связи людей, уничтожает
свою душу и нравственно калечит окружающих.
В "Царь-рыбе" жизненный материал разных послевоенных
десятилетий спрессован, подчиняясь философскому смыслу идейного
содержания. Постоянное сравнение прошедшего с настоящим, стремление
автора полнее воплотить характер, поступки; духовные черты персонажей
обуславливают временные сдвиги в "Царь-рыбе". Повесть состоит из двух
частей. Особое место в идейном содержании занимает глава "Воей",
содержащая обобщенные художественные выводы. В этой главе
характеризуется личность автора-повествователя, даются сведения о его
жизни, намечаются сюжетные линии.
Рассказы первой части повести имеют общую идейную
направленность, в них отвергается хищничество, браконьерское отношение
к природе. Развитие сюжетных линий тесно связано с образом
повествователя. Важная идея заключена в сюжете рассказа "Царь-рыба";
название его вынесено в заглавие книги. Многоопытному, расчетливому
Зиновию Утробину не по плечу оказалась борьба с царь-рыбой. "Яростная,
тяжело раненная, но неукрощенная" уходит царь-рыба. Волшебной называет
ее автор в конце рассказа, отрицая жестокое, потребительское
использование природных богатств. Природа тоже не приемлет отношений,
которые навязывают ей Утробины, Герцевы и другие.
Содержание второй части "Царь-рыбы" больше сосредоточено на
нравственных, духовных проблемах человеческого бытия. На первый план
выходит конфликт между Акимом и Герцевым. Писатель создает подробный
внутренний портрет Акима. В главах "УханаБоганиде", "Поминки", "Сон о
белых горах" нет образа повествователя, сюжетная линия Акимов -- Герцев
тяготеет к саморазвитию. Выводы, которые подтверждает развязка в главе
"Сон о белых горах", углубляются и поясняются в заключительной главе
"Нет мне ответа!". Эта глава завершает лирическое произведение
Астафьева, придает ему целостность.
В "Царь-рыбе" широк диапазон художественных приемов,
использованных автором. Взять, к примеру, своеобразие интонационных
переходов, приемы сатиры, юмора, иронии, подтверждающие авторское
отношение к героям и явлениям. Разнообразные средства использует автор
при создании образа Акима: интонация искреннего удивления его душе,
умеющей чувствовать и откликаться на красивое в природе и человеке
(глава "Туруханская лилия"); от иронического недовольства уступчивостью
там, где не следовало, до романтических приемов в главе "Сон о белых
горах", утверждающих значимость такого человека в миру людском.
Изменяется Сибирь и ее люди, и автор стремится постичь эти
процессы. Заключительные строки "Царь-рыбы" наиболее емко характеризуют
образ писателя, мудрого современника, для которого творчество -- это
вечное стремление к истине, утверждение добра и красоты в кипучем
биении жизни на земле.