Рецензия на произведение В. П. Астафьева «Царь-рыба» (1)
Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы.
Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного
произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и
свою позицию, свое отношение к природе. Обычно здесь бывают две точки
зрения: некоторые считают, что человек -- создатель и он должен
покорить все живое, обитающее на земле; другие, напротив, доказывают,
что природа -- это храм, каждый человек обязан подчиняться ее законам.
Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и
осмыслить позицию, противоположную своей. Астафьев в своем произведении
"Царь-рыба" пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на этот
важный для всех вопрос: что есть природа: храм или раба человека?
Главный герой данного повествования в рассказах Игнатьич --
рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя
лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и
необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он
царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои
дела доводит до конца. Но как же он распоряжается богатством, вверенным
ему? Игнатьич ловит рыбу. Но для чего она ему в таких больших
количествах? Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и
прокормиться и без этой "наживы". Пойманную рыбу он не продает. А чтобы
заниматься ловлей, ему приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это
занятие считается браконьерством. Что же движет им? И здесь мы видим
нашего царя природы с другой стороны. Всеми его поступками руководит
жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между ними
идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут больше рыбы,
то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания люди истребляют
рыбу, а значит, постепенно губят природу, растрачивают единственное
ценное, что есть на земле. Но зачем природе такой царь, который не
ценит то богатство, которым владеет? Неужели она покорится и не
свергнет его? Тогда появляется царь-рыба, царица рек, посланная для
борьбы с царем природы.
Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь она -- это знак
свыше. Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не
рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека,
поймавшего ее, его превосходство над другими. Что же происходит с
Игнатьичем при встрече с этой посланницей природы? В нем
противоборствуют два чувства: с одной стороны, стремление вытащить
царь-рыбу, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с другой
стороны, суеверный страх и желание отпустить рыбу, чтобы избавиться от
этого непосильного для него груза. Но все же первое чувство побеждает:
жадность берет верх над совестью. Игнатьич принимает решение во что бы
то ни стало вытащить эту рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе.
Он смутно понимает, что одному ему не справиться, но он подавляет в
себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь брата, ведь тогда
придется разделить с ним и добычу, и славу. И жадность губит его.
Игнатьич оказывается в воде один на один с "рыбиной". Израненные, царь
природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Теперь царь
природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно
он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от
этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич просит:
"Господи, отпусти эту рыбу!" Сам он этого сделать уже не в силах. Их
судьбы теперь в руках у природы. Так, значит, не человек сотворяет
природу, а природа властвует над человеком. Но природа не так
беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния.
Игнатьич -- умный человек, он понимает свою вину и искренне
раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои
прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие
заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и подумать о том,
как он будет жить дальше, если выживет здесь.
Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще
больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, но все же он дает
ответ на непростой вопрос: природа -- это храм, где человек не может
хозяйничать по своему усмотрению, но все же он должен помочь этому
храму обогатиться, ведь человек -- часть природы, и он призван
оберегать этот единственный дом для всего живого.
Астафьев поднимает и другую, не менее важную, проблему:
проблему отношений в семье. Всегда главным в семье был муж. Но какое же
место занимает женщина? Семья -- это единое * целое. Если муж -- голова
семьи, то жена, хранительница домашнего очага, должна быть ее сердцем.
Но как-то странно относится голова к своему сердцу: без любви и
понимания, лишь с угрозой. Женщины в семьях живут в постоянном страхе.
Они стараются во всем угодить своим мужьям и боятся, что могли что-то
сделать не так. Приветствуется только покорность жены, слепое
поклонение и подчинение мужу. Страх внушается женщинам с детства,
поэтому побороть его нелегко, только какое-либо чрезвычайное
происшествие может помочь им в этом. Так, только смерть дочери
заставила жену Командора преодолеть чувство страха перед мужем и
открыто выступить против него. А каковы же отношения между братьями? И
здесь царствует жадность. Игнатьич и Командор враждуют: Командор знает,
что Игнатьич -- лучший рыбак, и завидует ему, а Игнатьич не любит
брата, потому что Командор не такой, как он. Значит, главное чувство,
которое преобладает во всех отношениях между людьми в поселке, -- это
жадность.
Произведение "Царь-рыба" написано как повествование в
рассказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рассказов. Одни
рассказы написаны в художественном стиле, другие в публицистическом.
Это разнообразие позволяет намного точнее оценить ситуацию и
разворачивающиеся события, посмотреть на проблемы с разных сторон и
найти единственно правильное их решение. Также оно позволяет охватить
большое количество проблем. Разные стили делают события, происходящие в
повествовании, более реалистичными.
Эта книга дала мне много хороших уроков и советов. Теперь,
прежде чем что-то сделать, я задумываюсь, а не навредит ли это
кому-нибудь, не причинит ли вреда природе. Я начала анализировать свои
поступки. И если я нахожу, что совершила когда-нибудь ошибку или
какой-либо проступок, то я стараюсь это исправить. В этом произведении
Астафьев как бы спрашивает тебя: а правильно ли ты используешь то, что
тебе дано, не растрачиваешь ли ты впустую данное нам богатство --
природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли и
заставляет посмотреть на мир другими глазами.