Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы 20 века. (В.П.Астафьев. «Царь-рыба».)
Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы.
Это может быть простое описание места разворачивающихся событий или
выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое
отношение к природе.
Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что человек —
создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле; другие,
напротив, доказывают, что природа — это храм и каждый человек обязан
подчиняться ее законам. Каждый писатель настаивает на своем и зачастую
отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную собственной.
Астафьев в своем произведении “Царь-рыба” пытается разобраться в этой
проблеме и найти ответ на важный для всех вопрос: что есть природа —
храм или раба человека?
Главный герой данного повествования в рассказах Игнатьич — рыбак. Всю
свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна
рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не
сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь, царь природы.
И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца.
Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему?
Игнатьич ловит рыбу. Но для чего она ему в таких больших количествах?
Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без
этой “наживы”. Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей,
ему приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается
браконьерством,
Что же движет им? И здесь мы видим нашего царя природы с другой
стороны. Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в поселке
много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование.
Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого
эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят
природу, растрачивают то ценное, что есть на земле. Но зачем природе
царь, не ценящий богатства, которым владеет? Неужели она покорится и не
свергнет его? Тогда появляется царь-рыба, царица рек, посланная для
борьбы с царем при роды. Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь
это — знак свыше.
Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не
рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека,
поймавшего ее, его превосходство над другими. Что же происходит с
Игнатьичем при встрече с этой посланницей природы? В нем
противоборствуют два чувства: с одной стороны, стремление овладеть
царь-рыбой, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с другой
стороны, суеверный страх и желание отпустить рыбу, чтобы избавиться от
этого непосильного для него груза. Но все же первое чувство побеждает:
жадность берет верх над совестью. Игнатьич принимает решение во что бы
то ни стало вытащить из воды рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей
округе. Он смутно понимает, что одному ему не справиться, но он
подавляет в себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь
брата, ведь тогда придется разделить с ним и добычу, и славу. И
жадность губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с
“рыбиной”.
Израненные царь природы и царица рек встречаются в равном бою со
стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией, природа
покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись
друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей
смерти. И Игнатьич просит: “Господи, отпусти эту рыбу!” Сам он этого
сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы.
Так, значит, не человек сотворяет природу, а природа властвует над
человеком. Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку
исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич — умный человек, он понимает
свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он
вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это
происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и
подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь и сейчас.
Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше
запутал читателя, но все же он дает ответ на непростой вопрос: природа
— это храм, где человек не может хозяйничать по своему усмотрению,
однако он должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек — часть
природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего живого.
Произведение “Царь-рыба” написано как повествование в рассказах. Книга
состоит из множества новелл, очерков, рассказов. Одни рассказы написаны
в художественном стиле, другие — в публицистическом. Это разнообразие
позволяет намного точнее оценить ситуацию и разворачивающиеся события,
посмотреть на большое количество проблем с разных сторон и найти
единственно правильное их решение. Разные стили делают события,
происходящие в повествовании, более реалистичными.
Эта книга дает много хороших уроков и советов. В этом произведении
Астафьев как бы спрашивает нас: а правильно ли мы используем то, что
нам дано, не растрачиваем ли впустую данное нам богатство — природу?
Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли и заставляет
посмотреть на мир другими глазами.