Известный писатель, лауреат Государственной премии, Виктор Петрович
Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в
семье крестьянина Петра Павловича Астафьева. Его мать, Лидия Ильинична,
погибла, когда сыну исполнилось восемь лет. Она утонула в Енисее. И ей
он посвящает повесть “Перевал”. Много позднее, в 1972 г., В. Астафьев
скажет: “Ее мне не хватало всю жизнь и особенно остро не хватает
сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми,
и нет уже в душе метания, наступает то усталое успокоение, которого
нетерпеливо ждут матери, надеясь хотя бы к старости прислониться к
ди-тю и умиротворить себя и его безбрежно добрым сердцем, всегда
готовым к утешению, состраданию и ласке”. В 1934г. отец женился второй
раз, а в 1935 г. переехал на заработки в Игарку. Пошел в школу
Астафьев, как и все, с 8 лет. А вот осенью, когда надо было учиться в
пятом классе, с ним случилась беда: остался он один, учился кое-как и
до марта 1937 г. беспризорничал, пока не был сдан в игарский де
тдом-интернат. И Астафьев с особым чувством признательности расскажет о
воспитании, *а затем о директоре Василии Ивановиче Соколове. Ему он
посвятил повесть “Кража”. В 1938 г. отец с мачехой разыскали Астафьева
и забрали его домой. Достатка в семье не было, и через год он снова
оказался в игарском детдоме. Тут на его жизненном пути встречается поэт
Игнатий Дмитриевич Рождественский.
В. И. Соколов и И. Д. Рождественский заметили живой огонек в душе
беспокойного и впечатлительного подростка. В 1941 г. благополучно
окончил 6-й класс.
В мае 1941 В. Астафьеву исполнилось 16 лет — детдом нужно было
покидать. Поездка к отцу ничего не дала — отчуждение, возникшее за
последние годы, лишь укрепилось. Юноша вернулся в Игарку и стал
работать коневозчиком на кирпичном заводе, чтобы накопить денег и
выехать из Заполярья в Красноярск. Осенью он с большим тру дом
добирается до города, така как уже шла война. На станции Енисей он
поступает в ФЗУ. Но обнаружив “неспособность к технике, уходит оттуда и
оформляется в железнодорожную школу. Получив специальность, был
направлен на работу на станцию Базаиха, там проработал всего 4 месяца и
ушел в армию добровольцем. В 1942 г. его привезли в Новгород. Здесь он
обучался в пехотном полку, убирал хлеб, учился на шофера, а весной 1943
г. отправился на передовую. До самого конца войны он оставался рядовым.
Воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, в составе войск
Первого Украинского фронта.
В октябре 1945 г. В. Астафьев демобилизовался вместе со своей будущей
женой Марией Семеновной Карякиной, они приехали в родной город жены
Чусовой на Урале. В 1951 г. у него не было ни здоровья, ни законченного
среднего образования, ни профессии. Бытовые послевоенные трудности не
уменьшались. И он пошел работать вахтером на мясокомбинат. Начал
посещать литературный кружок. Тяга к творчеству у Астафьева была
давней. Безусловно, это шло от природы. Еще в детстве написал он стихи
об Игарке, и они были напечатаны. Ночью на дежурстве Астафьев написал
свой первый рассказ “Гражданский человек”, его он посвятил своему
погибшему фронтовому другу. На очередном занятии литературного кружка
рассказ был зачитан и одобрен. А газета “Чусовой рабочий” в феврале
1951 г. начала его публиковать. Этот рассказ вошел в первую книгу
молодого писателя “Сибиряк”, за этот рассказ его в апреле переводят на
должность литературного работника газеты. Это быстро и круто изменило
его жизнь.
В качестве литературного сотрудника газеты он много разъезжает по краю,
многое видит. Астафьев пишет более сотни корреспонденции, статей,
очерков, свыше двух десятков рассказов, которые впоследствии вошли в
книги “До будущей весны” (1953 г.) и “Огоньки” (1955 г.). Более двух
лет после этого пишет роман “Тают снега” (1955—1957 гг.), создает две
детские книги “Васюткино озеро” (1956 г.) и “Дядя Кузя, куры, лиса и
кон” (1957 г.). Печатает свои очерки и рассказы в альманахе “Прикамье”,
с апреля начинает работать спецкором на областном радио. Творчество В.
Астафьева автобиографично. Оно не исчерпывается произведениями, в
которых бы элемент автобиографичности преобладал или был бы сознательно
подчеркнут. Наряду с “Перевалом”, “Последним поклоном” и “Кражей” —
произведениями явно личностными, есть “Стародуб”, “Пастух и пастушка”,
“Царь-рыба” — повести с вымышленным сюжетом, к которым примыкают и
многочисленные рассказы. Почти все книги:, изданные в Перми, первые
очерки и рассказы встретили положительный отклик в
печати. Эти годы можно считать началом профессиональной писательской
деятельности В. Астафьева. В 1958 г. он принят в Союз писателей, в 1959
году — направлен на Высшие литературные курсы в Москву, где проучился
до 1961 г. Так, в 35—37 лет завершаются “университеты” Астафьева и
начинается тот творческий “взлет”, который сделает его известным
широкому кругу читателей.