Сочинение - Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей наших дней
Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей наших дней.
Родился он в 1924 году, детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и
творчество связаны с родным и близким его сердцу краем; писатель всегда
возвращается в родные места, куда бы ни бросала его жизнь.
Предвоенное детство было трудным, сиротским; самые светлые воспоминания
- привольная жизнь в деревне, бабушка Катерина, научившая любить людей
и природу, жить по законам добра и справедливости.
С Великой Отечественной войны вернулся с несколькими ранениями и
многими идеями, которые легли в основу его будущих произведений.
Астафьева я знаю по рассказам "Перевал", "Кража", роману "Печальный
детектив". Но наибольшее впечатление оставила книга "Царь-рыба",
которой и посвящена моя работа.
"Царь-рыба" - повествование рассказов, ранее услышанных автором от
самих героев. Черемисин поведал об истории приезжих браконьеров,
Николай - о славной собаке Боей, но больше всего автор ссылается на
Акима. Однако непосредственно от лица этих героев повествование не
ведется. Писатель художественно переплавляет их рассказы; преобладает
его оценка героев, отбор фактов. Именно фигура автора-повествователя
объединяет отдельные главы этого произведения, придавая им
художественную целостность. Все многоголосие проблем фокусируется на
этом образе, черты его ясно просматриваются в главах "Царь-рыба", "Уха
на Бога- ниде", "Сон о белых горах", где он внешне не присутствует.
Слияние эпических и лирических начал придает жанру книги своеобразие и
позволяет определить ее вид как лиро-эпическую повесть в рассказах.
Астафьев не идеализирует природу и ее законы, а художественно исследует
их противоречивое содержание. Природа не только врачует душу человека
(глава "Капля"), но может быть слепа и жестока, как мы видим это,
например, в главе "Поминки". Разум и духовный опыт позволяют человеку
установить гармонические взаимоотношения между ним и природой, активно
используя и пополняя ее богатства. Гармония взаимоотношений человека и
природы, предполагающая и борьбу, исключает уничтожение. В человеческой
душе заложено чувство бережного отношения ко всему живому на земле, к
красоте лесов, рек, морей. Бессмысленное уничтожение природы разрушающе
сказывается на самом человеке. Природные и социальные законы не дают
ему права переступить ту "черту, за которой кончается человек, и из
дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляет и глядит, не
моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря".
При всем разнообразии судеб, истории жизней героев условно можно
разделить на две группы, исходя из оценок и отношения к ним
автора-повествователя. Парамон Олсуфьев, бакенщик Павел Егорович,
Кольша, Касьянка, Киряга-деревяга, Аким нарисованы с особой теплотой;
повествование о них, как правило, окрашено эмоциональным тоном радости,
с проявлением человеческой работы и уважения к живой душе этих героев.
Астафьев не прием лет корыстолюбия, уничтожающего душу, слепой зависти
и жестокости Зиновия Утробина, Командора, рыбака Грохотало, что
определяет и авторскую оценку этих героев, составляющих вторую группу
персонажей. Чувствительность и доброта делают человека слабым, считает
Гога Герцев. Он искажает духовные и социальные связи людей, уничтожает
свою душу и нравственно калечит окружающих.
В "Царь-рыбе" жизненный материал разных послевоенных десятилетий
спрессован, подчиняясь философскому смыслу идейного содержания.
Постоянное сравнение прошедшего с настоящим, стремление автора полнее
воплотить характер, поступки; духовные черты персонажей обуславливают
временные сдвиги в "Царь-рыбе". Повесть состоит из двух частей. Особое
место в идейном содержании занимает глава "Боей", содержащая обобщенные
художественные выводы. В этой главе характеризуется личность
автора-повествователя, даются сведения о его жизни, намечаются сюжетные
линии.
Рассказы первой части повести имеют общую идейную направленность, в них
отвергается хищничество, браконьерское отношение к природе. Развитие
сюжетных линий тесно связано с образом повествователя. Важная идея
заключена в сюжете рассказа "Царь-рыба"; название его вынесено в
заглавие книги. Многоопытному, расчетливому Зиновию Утробину не по
плечу оказалась борьба с царь-рыбой. "Яростная, тяжело раненная, но
неукрощенная" уходит царь-рыба. Волшебной называет ее автор в конце
рассказа, отрицая жестокое, потребительское использование природных
богатств. Природа тоже не приемлет отношений, которые навязывают ей
Утробины, Герцевы и другие.
Содержание второй части "Царь-рыбы" больше сосредоточено на
нравственных, духовных проблемах человеческого бытия. На первый план
выходит конфликт между Акимом и Герцевым. Писатель создает подробный
внутренний портрет Акима. В главах "Уха на Боганиде", "Поминки", "Сон о
белых горах" нет образа повествователя, сюжетная линия Акимов - Герцев
тяготеет к саморазвитию. Выводы, которые подтверждает развязка в главе
"Сон о белых горах", углубляются и поясняются в заключительной главе
"Нет мне ответа!". Эта глава завершает лирическое произведение
Астафьева, придает ему целостность.
В "Царь-рыбе" широк диапазон художественных приемов, использованных
автором. Взять, к примеру, своеобразие интонационных переходов, приемы
сатиры, юмора, иронии, подтверждающие авторское отношение к героям и
явлениям. Разнообразные средства использует автор при создании образа
Акима: интонация искреннего удивления его душе, умеющей чувствовать и
откликаться на красивое в природе и человеке (глава "Туруханская
лилия"); от иронического недовольства уступчивостью там, где не
следовало, до романтических приемов в главе "Сон о белых горах",
утверждающих значимость такого человека в миру людском.
Изменяется Сибирь и ее люди, и автор стремится постичь эти процессы.
Заключительные строки "Царь-рыбы" наиболее емко характеризуют образ
писателя, мудрого современника, для которого творчество - это вечное
стремление к истине, утверждение добра и красоты в кипучем биении жизни
на земле.