Рецензия на рассказ В. П. Астафьева "Жизнь прожить"
Трудно представить себе современную русскую литературу без книг Виктора
Павловича Астафьева. В своих произведениях он раскрывает таёжную романтику,
единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей
силой, первозданностью, естественностью. Не может оставить равнодушным
читателя рассказ Виктора Астафьева "Жизнь прожить", написанный в середине
восьмидесятых годов, поскольку в нем автор поднимает жизненно важные
проблемы. Он размышляет о милосердии, взаимоотношении человека и природы,
войне как величайшем зле для земли и человека. Само название произведения призывает читателя подумать о своей душе, о
жизни, о том, что он оставит после себя на земле. Этот призыв к человеку
повторяется в тексте дважды. В начале произведения он звучит от лица
природы. "Люди! Люди! - напоминает вроде бы желтым просверком береза. -
Осень скоро... Пора бы и оглянуться, задуматься... " Затем автор,
размышляя, предостерегает от черствости, ожесточения души: "Не вникая в
жизнь ближнего своего, не разучимся ли мы чувствовать чужую радость, чужое
горе, боль... И не утратим ли мы насовсем то, что зовется древним добрым
словом - сострадание?"
Композиционно повествование представляет собой "рассказ в рассказе". В
основе сюжета - история жизни Ивана Тихоновича Заплатина. В экспозиции
рассказа автор знакомит нас с героем, с которым его многое сближает: место
рождения, возраст, события военных лет. Через портрет Ивана Астафьев
передает его глубокую связь с землей: кудри просвечены "ниточками седины,
той августовской сквози, что на исходе месяца желто выдохнется из глубин
леса". В портрете жены героя Татьяны тоже чувствуется единение с природой: "зрачки... как солнышко в дождь, дробятся в текучем, переменчивом свету". Речь героев, полная пословиц, поговорок ("Одна кудря стоит рубля, а друга -
тысячу", "В тесноте, да не в обиде"), диалектных слов ("руки отерпли", "не
базлай"), просторечий ("дуреет", "брехня", "потрафлять"), погружает нас в
мир простого человека. Употребляемые Иваном выражения: "жить-поживать",
"легко ли сказка сказывается", "из-за моря-окияна" - делают его исповедь
народной и мелодичной. Из повествования Ивана Тихоновича мы узнаем, какой нелегкой была судьба его
самого и его родных: голодные тридцатые годы, война, преждевременная смерть
близких людей. Жизнь провела героя через многие испытания, но его сердце не
стало безразличным к чужому горю: "вот уж подноет ретивое, затрясет его что
осенний выветренный лист...". Любить и жалеть людей научила Ивана Лелька,
взявшая его, мальчонку-сироту, в свою бедную семью. Она всю себя отдавала
другим людям: ухаживала за родителями мужа-пьяницы, поддерживала больную
сестру, не говоря уже о пятерых детях и сыне-инвалиде Борьке. Лелька рано
ушла из жизни, но дети переняли ее доброту и, способность жертвовать собой. Иван, вернувшись с фронта, не мог предать родных и не оставил отца, Борьку
и тяжело раненного брата. Как труженицу Лельку "до се помнят" односельчане
за ее душевность, так и к Ивану Тихоновичу с женой тянутся люди: "Все к ним
кто-нибудь да лепился, грелся возле них". Они умеют понимать, сострадать
другим, Подчеркивая чистоту души и милосердие главных героев, автор
использует прием антитезы. Лелька "проявила патриотизм", не отдав Ивана в
детский дом, а бабушка дважды пыталась убить больного внука Борьку, открыто
стараясь избавиться от лишнего рта в семье. Страшен и образ снохи Ивана,
грубой, вульгарной, развратной женщины, которую автор даже не наделяет
именем. В ней нет доброты к людям. Родная дочь, имеющая способности к
бальным танцам, ей нужна для престижа: ноги Клавочкины "дороже и нужней,
чем сама дочь". Соединением просторечий и высокой лексики достигается яркая характеристика
персонажей. В описании городской семьи чувствуется авторская насмешка: "современно однодетная" семья; "устряпанная работой, надсаженная властью,
земными благами и наслаждениями" мамуля; "вкушающая только сахар" собачка
"с блатной мордой". Народный взгляд на войну выражен через воспоминания Ивана Тихоновича. Сама
природа как бы стремится заставить человека одуматься и не совершать
кровопролитий: солнцепек сменился метелью, "солнце как очумелое", белый
снег обезображен человеческими трупами. И невольно рассказчик восклицает: "Светопреставленье! Видно, и впрямь люди бога прогневали". Одно только
словосочетание "людской сор" приводит читателя в ужас. Страшна картина поля
боя на следующий день: "Как дрова, лежат люди, только в поленницы не
сложенные, друг на дружке". От этого вида Иван Тихонович "чуть умом не
сдвинулся". И до сих пор события стоят у него перед глазами. Именно поэтому
он особенно остро переживает за судьбу внучки: "Неужто опять? Неужто детей
побьют и обездолят, и мою Клавочку тоже?.." Герой никогда не смирится с
войной. Все в нем, "что вложено в душу... восстает, протестует и не устанет
уж протестовать до конца дней против неестественной, против преждевременной
смерти". Над вопросом жизни и смерти его также заставляют задуматься гибель
Лельки и поведение дезертира-приспособленца, дожившего до амнистии. Иван
все пытался понять, почему смерть "непременно выбирает тех" кто посветлее,
посовестливее". В рассказе автор с болью говорит об экологической проблеме. Ведь не только
война, но и мирная деятельность человека губит, уродует природу. Сооружение
Красноярской гидроэлектростанции привело к затоплению около шестисот
километров земель по Енисею, в том числе и Изагаша. Люди уезжали, навеки
оставляя любимую природу, могилы родных, свою родину. Насколько плодородны
были места по Енисею, а теперь "в ранах вся тайга и земля"! И сам Енисей
"утопили, широкой лужей сделали, хламьем, как дохлую падаль, забросали". Земля дана человеку не для того, чтобы он уничтожал все живое. Астафьев
подчеркивает, что природа и человек - единое целое, нарушение этого
единства непременно скажется. Даже Петруша, человек добрый, честный, теряет
чувство собственного достоинства, становится "размазней" в городе. Ивану, выросшему среди лесов, полей и гор, на берегу величественной реки,
непонятно, как можно жить в серых, задымленных городах: "Да и боязно
делается, как подумаешь, что за люди без земли... на сером бетоне вырастут. Что у них в душе поселится?.. Какое дело они справлять станут? Кого любить? Кого жалеть? Чего помнить?"
В своем произведении "Жизнь прожить" Виктор Петрович Астафьев призывает
читателей к ответственности за все, что происходит на земле, к борьбе с
бездуховностью за утверждение нравственных начал: "Землю можно разрушить,
цивилизацию и жизнь истребить, сотворив самое грандиозное самоубийство в
мироздании, но останется дух наш, который будет витать в безмерности
времён, пространств, искать приюта на какой-нибудь живой планете, чей-то
живой душе".