Вторник, 24.09.2024, 16:22
Litra
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Абрамов Ф.А. [5]
Адамович А.М. [1]
Айтматов Ч. [32]
Аксенов В.П. [1]
Акулов И.И. [1]
Алексеев М.Н. [1]
Алексин А.Г. [3]
Андреев Л.Н. [6]
Анненский И.Ф. [2]
Астафьев В.П. [26]
Ахматова А.А. [0]
Бабель И.Э. [0]
Багрицкий Э.Г. [0]
Бажов П.П. [0]
Бальмонт К. [0]
Баратынский Е.А. [0]
Батюшков К.Н. [0]
Белинский В.Г. [0]
Белов В.И. [0]
Белый А. [0]
Битов А.Г. [0]
Блок А.А. [0]
Бойко И.Н. [0]
Бондарев Ю.В. [0]
Бородин Л.И. [0]
Бродский И.А. [0]
Брюсов В.Я. [0]
Булгаков М.А. [0]
Бунин И.А. [0]
Быков В. [0]
Вампилов А.В. [0]
Васильев Б.Л. [0]
Веневитинов Д.В. [0]
Визбор Ю.И. [0]
Владимов Г.Н. [0]
Вознесенский А.А. [0]
Войнович В. [0]
Воробьев К.Д. [0]
Высоцкий В.С. [0]
Галич А.А. [0]
Галкин В.С. [0]
Герцен А.И. [0]
Гоголь Н.В. [0]
Гончаров И.А. [0]
Горький М. [0]
Гранин Д.А. [0]
Грибоедов А.С. [0]
Григорьев А.А. [0]
Грин А.С. [0]
Гроссман В.С. [0]
Гумилев Н.С. [0]
Державин Г.Р. [0]
Домбровский Ю.О. [0]
Достоевский Ф.М. [0]
Друнина Ю.В. [0]
Дудинцев В.Д. [0]
Евтушенко Е.А. [0]
Есенин С.А. [0]
Жуковский В.А. [0]
Заболоцкий Н.А. [0]
Зайцев Б.К. [0]
Замятин Е.И. [0]
Зощенко М.М. [0]
Иванов В.И. [0]
Иванов Г.В. [0]
Казакевич Э.Г. [0]
Карамзин Н.М. [0]
Ким А.А. [0]
Кольцов А.В. [0]
Кондратьев В.Л. [0]
Короленко В.Г. [0]
Крылов И.А. [0]
Куприн А.И. [0]
Леонов Л.М. [0]
Лермонтов М.Ю. [0]
Лесков Н.С. [0]
Ломоносов М.В. [0]
Мандельштам О.Э. [0]
Маяковский В.В. [0]
Межиров А.П. [0]
Можаев Б.А. [0]
Набоков В.В. [0]
Надсон С.Я. [0]
Некрасов Н.А. [0]
Носов Е.И. [0]
Окуджава Б.Ш. [0]
Островский А.Н. [0]
Островский Н.А. [0]
Пастернак Б.Л. [0]
Паустовский К.Г. [0]
Петрушевская Л.С. [0]
Пикуль В.С. [0]
Пильняк Б.А. [0]
Писемский А.Ф. [0]
Платонов А.П. [0]
Приставкин А.И. [0]
Пришвин М.М. [0]
Пушкин А.С. [0]
Радищев А.Н. [0]
Распутин В.Г. [0]
Ремизов А.М. [0]
Розов В.С. [0]
Рубцов Н.М. [0]
Рыбаков А.Н. [0]
Рылеев К.Ф. [0]
Салтыков-Щедрин М.Е. [0]
Светлов М.А. [0]
Северянин И. [0]
Симонов К.М. [0]
Солженицын А.И. [0]
Сологуб Ф.К. [0]
Солоухин В.А. [0]
Стругацкие А.Н. и Б.Н. [0]
Твардовский А.Т. [0]
Токарева В.С. [0]
Толстой А.Н. [0]
Толстой Л.Н. [0]
Трифонов Ю.В. [0]
Тургенев И.С. [0]
Тютчев и Фет [0]
Тютчев Ф.И. [0]
Фадеев А.А. [0]
Фет А.А. [0]
Фонвизин Д.И. [0]
Хлебников В. [0]
Ходасевич В.Ф. [0]
Цветаева М.И. [0]
Чаковский А.Б. [0]
Чернышевский Н.Г. [0]
Чехов А.П. [0]
Чивилихин В.А. [0]
Шаламов В.Т. [0]
Шмелев И.С. [0]
Шолохов М.А. [0]
Шукшин В.М. [0]
Языков Н.М. [0]
Главная » Статьи » Сочинения » Астафьев В.П.

Рецензия на рассказ В. П. Астафьева "Жизнь прожить"
Трудно представить себе современную русскую литературу без книг Виктора Павловича Астафьева. В своих произведениях он раскрывает таёжную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью, естественностью. Не может оставить равнодушным читателя рассказ Виктора Астафьева "Жизнь прожить", написанный в середине восьмидесятых годов, поскольку в нем автор поднимает жизненно важные проблемы. Он размышляет о милосердии, взаимоотношении человека и природы, войне как величайшем зле для земли и человека.
     Само название произведения призывает читателя подумать о своей душе, о жизни, о том, что он оставит после себя на земле. Этот призыв к человеку повторяется в тексте дважды. В начале произведения он звучит от лица природы. "Люди! Люди! - напоминает вроде бы желтым просверком береза. - Осень скоро... Пора бы и оглянуться, задуматься... " Затем автор, размышляя, предостерегает от черствости, ожесточения души: "Не вникая в жизнь ближнего своего, не разучимся ли мы чувствовать чужую радость, чужое горе, боль... И не утратим ли мы насовсем то, что зовется древним добрым словом - сострадание?" Композиционно повествование представляет собой "рассказ в рассказе". В основе сюжета - история жизни Ивана Тихоновича Заплатина. В экспозиции рассказа автор знакомит нас с героем, с которым его многое сближает: место рождения, возраст, события военных лет. Через портрет Ивана Астафьев передает его глубокую связь с землей: кудри просвечены "ниточками седины, той августовской сквози, что на исходе месяца желто выдохнется из глубин леса". В портрете жены героя Татьяны тоже чувствуется единение с природой:
     "зрачки... как солнышко в дождь, дробятся в текучем, переменчивом свету".
     Речь героев, полная пословиц, поговорок ("Одна кудря стоит рубля, а друга - тысячу", "В тесноте, да не в обиде"), диалектных слов ("руки отерпли", "не базлай"), просторечий ("дуреет", "брехня", "потрафлять"), погружает нас в мир простого человека. Употребляемые Иваном выражения: "жить-поживать", "легко ли сказка сказывается", "из-за моря-окияна" - делают его исповедь народной и мелодичной.
     Из повествования Ивана Тихоновича мы узнаем, какой нелегкой была судьба его самого и его родных: голодные тридцатые годы, война, преждевременная смерть близких людей. Жизнь провела героя через многие испытания, но его сердце не стало безразличным к чужому горю: "вот уж подноет ретивое, затрясет его что осенний выветренный лист...". Любить и жалеть людей научила Ивана Лелька, взявшая его, мальчонку-сироту, в свою бедную семью. Она всю себя отдавала другим людям: ухаживала за родителями мужа-пьяницы, поддерживала больную сестру, не говоря уже о пятерых детях и сыне-инвалиде Борьке. Лелька рано ушла из жизни, но дети переняли ее доброту и, способность жертвовать собой.
     Иван, вернувшись с фронта, не мог предать родных и не оставил отца, Борьку и тяжело раненного брата. Как труженицу Лельку "до се помнят" односельчане за ее душевность, так и к Ивану Тихоновичу с женой тянутся люди: "Все к ним кто-нибудь да лепился, грелся возле них". Они умеют понимать, сострадать другим, Подчеркивая чистоту души и милосердие главных героев, автор использует прием антитезы. Лелька "проявила патриотизм", не отдав Ивана в детский дом, а бабушка дважды пыталась убить больного внука Борьку, открыто стараясь избавиться от лишнего рта в семье. Страшен и образ снохи Ивана, грубой, вульгарной, развратной женщины, которую автор даже не наделяет именем. В ней нет доброты к людям. Родная дочь, имеющая способности к бальным танцам, ей нужна для престижа: ноги Клавочкины "дороже и нужней, чем сама дочь".
     Соединением просторечий и высокой лексики достигается яркая характеристика персонажей. В описании городской семьи чувствуется авторская насмешка:
     "современно однодетная" семья; "устряпанная работой, надсаженная властью, земными благами и наслаждениями" мамуля; "вкушающая только сахар" собачка "с блатной мордой".
     Народный взгляд на войну выражен через воспоминания Ивана Тихоновича. Сама природа как бы стремится заставить человека одуматься и не совершать кровопролитий: солнцепек сменился метелью, "солнце как очумелое", белый снег обезображен человеческими трупами. И невольно рассказчик восклицает:
     "Светопреставленье! Видно, и впрямь люди бога прогневали". Одно только словосочетание "людской сор" приводит читателя в ужас. Страшна картина поля боя на следующий день: "Как дрова, лежат люди, только в поленницы не сложенные, друг на дружке". От этого вида Иван Тихонович "чуть умом не сдвинулся". И до сих пор события стоят у него перед глазами. Именно поэтому он особенно остро переживает за судьбу внучки: "Неужто опять? Неужто детей побьют и обездолят, и мою Клавочку тоже?.." Герой никогда не смирится с войной. Все в нем, "что вложено в душу... восстает, протестует и не устанет уж протестовать до конца дней против неестественной, против преждевременной смерти". Над вопросом жизни и смерти его также заставляют задуматься гибель Лельки и поведение дезертира-приспособленца, дожившего до амнистии. Иван все пытался понять, почему смерть "непременно выбирает тех" кто посветлее, посовестливее".
     В рассказе автор с болью говорит об экологической проблеме. Ведь не только война, но и мирная деятельность человека губит, уродует природу. Сооружение Красноярской гидроэлектростанции привело к затоплению около шестисот километров земель по Енисею, в том числе и Изагаша. Люди уезжали, навеки оставляя любимую природу, могилы родных, свою родину. Насколько плодородны были места по Енисею, а теперь "в ранах вся тайга и земля"! И сам Енисей "утопили, широкой лужей сделали, хламьем, как дохлую падаль, забросали".
     Земля дана человеку не для того, чтобы он уничтожал все живое. Астафьев подчеркивает, что природа и человек - единое целое, нарушение этого единства непременно скажется. Даже Петруша, человек добрый, честный, теряет чувство собственного достоинства, становится "размазней" в городе.
     Ивану, выросшему среди лесов, полей и гор, на берегу величественной реки, непонятно, как можно жить в серых, задымленных городах: "Да и боязно делается, как подумаешь, что за люди без земли... на сером бетоне вырастут.
     Что у них в душе поселится?.. Какое дело они справлять станут? Кого любить?
     Кого жалеть? Чего помнить?" В своем произведении "Жизнь прожить" Виктор Петрович Астафьев призывает читателей к ответственности за все, что происходит на земле, к борьбе с бездуховностью за утверждение нравственных начал: "Землю можно разрушить, цивилизацию и жизнь истребить, сотворив самое грандиозное самоубийство в мироздании, но останется дух наш, который будет витать в безмерности времён, пространств, искать приюта на какой-нибудь живой планете, чей-то живой душе".
Категория: Астафьев В.П. | Добавил: litra (07.03.2008)
Просмотров: 532 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Litra.my1.ru © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz