Вторник, 24.09.2024, 16:18
Litra
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Абрамов Ф.А. [5]
Адамович А.М. [1]
Айтматов Ч. [32]
Аксенов В.П. [1]
Акулов И.И. [1]
Алексеев М.Н. [1]
Алексин А.Г. [3]
Андреев Л.Н. [6]
Анненский И.Ф. [2]
Астафьев В.П. [26]
Ахматова А.А. [0]
Бабель И.Э. [0]
Багрицкий Э.Г. [0]
Бажов П.П. [0]
Бальмонт К. [0]
Баратынский Е.А. [0]
Батюшков К.Н. [0]
Белинский В.Г. [0]
Белов В.И. [0]
Белый А. [0]
Битов А.Г. [0]
Блок А.А. [0]
Бойко И.Н. [0]
Бондарев Ю.В. [0]
Бородин Л.И. [0]
Бродский И.А. [0]
Брюсов В.Я. [0]
Булгаков М.А. [0]
Бунин И.А. [0]
Быков В. [0]
Вампилов А.В. [0]
Васильев Б.Л. [0]
Веневитинов Д.В. [0]
Визбор Ю.И. [0]
Владимов Г.Н. [0]
Вознесенский А.А. [0]
Войнович В. [0]
Воробьев К.Д. [0]
Высоцкий В.С. [0]
Галич А.А. [0]
Галкин В.С. [0]
Герцен А.И. [0]
Гоголь Н.В. [0]
Гончаров И.А. [0]
Горький М. [0]
Гранин Д.А. [0]
Грибоедов А.С. [0]
Григорьев А.А. [0]
Грин А.С. [0]
Гроссман В.С. [0]
Гумилев Н.С. [0]
Державин Г.Р. [0]
Домбровский Ю.О. [0]
Достоевский Ф.М. [0]
Друнина Ю.В. [0]
Дудинцев В.Д. [0]
Евтушенко Е.А. [0]
Есенин С.А. [0]
Жуковский В.А. [0]
Заболоцкий Н.А. [0]
Зайцев Б.К. [0]
Замятин Е.И. [0]
Зощенко М.М. [0]
Иванов В.И. [0]
Иванов Г.В. [0]
Казакевич Э.Г. [0]
Карамзин Н.М. [0]
Ким А.А. [0]
Кольцов А.В. [0]
Кондратьев В.Л. [0]
Короленко В.Г. [0]
Крылов И.А. [0]
Куприн А.И. [0]
Леонов Л.М. [0]
Лермонтов М.Ю. [0]
Лесков Н.С. [0]
Ломоносов М.В. [0]
Мандельштам О.Э. [0]
Маяковский В.В. [0]
Межиров А.П. [0]
Можаев Б.А. [0]
Набоков В.В. [0]
Надсон С.Я. [0]
Некрасов Н.А. [0]
Носов Е.И. [0]
Окуджава Б.Ш. [0]
Островский А.Н. [0]
Островский Н.А. [0]
Пастернак Б.Л. [0]
Паустовский К.Г. [0]
Петрушевская Л.С. [0]
Пикуль В.С. [0]
Пильняк Б.А. [0]
Писемский А.Ф. [0]
Платонов А.П. [0]
Приставкин А.И. [0]
Пришвин М.М. [0]
Пушкин А.С. [0]
Радищев А.Н. [0]
Распутин В.Г. [0]
Ремизов А.М. [0]
Розов В.С. [0]
Рубцов Н.М. [0]
Рыбаков А.Н. [0]
Рылеев К.Ф. [0]
Салтыков-Щедрин М.Е. [0]
Светлов М.А. [0]
Северянин И. [0]
Симонов К.М. [0]
Солженицын А.И. [0]
Сологуб Ф.К. [0]
Солоухин В.А. [0]
Стругацкие А.Н. и Б.Н. [0]
Твардовский А.Т. [0]
Токарева В.С. [0]
Толстой А.Н. [0]
Толстой Л.Н. [0]
Трифонов Ю.В. [0]
Тургенев И.С. [0]
Тютчев и Фет [0]
Тютчев Ф.И. [0]
Фадеев А.А. [0]
Фет А.А. [0]
Фонвизин Д.И. [0]
Хлебников В. [0]
Ходасевич В.Ф. [0]
Цветаева М.И. [0]
Чаковский А.Б. [0]
Чернышевский Н.Г. [0]
Чехов А.П. [0]
Чивилихин В.А. [0]
Шаламов В.Т. [0]
Шмелев И.С. [0]
Шолохов М.А. [0]
Шукшин В.М. [0]
Языков Н.М. [0]
Главная » Статьи » Сочинения » Астафьев В.П.

Любовь в грохоте войны в повести «Пастух и пастушка»
Я поля влюбленным постелю,
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу — и, значит, я люблю!
Я люблю — и, значит, я живу! Владимир Высоцкий
Виктор Петрович Астафьев родом из Красноярского края. Будущий писатель прошел всю войну, получил ранения и контузии. Все тяготы войны Астафьев знает не понаслышке.
“Пастух и пастушка” — маленькая повесть, рассказывающая о Великой Отечественной войне. Виктор Петрович Астафьев работал над ней с 1967 по 1974 год. Повесть писалась в то время, когда литература стремилась сосредоточить внимание читателей на конкретном человеке. Задачей писателя стало изображение чувств человека и его жизни до мельчайших подробностей.
В отличие от классиков критического реализма, таких как Лев Толстой и Достоевский, которые помимо повествования о жизни героев часто говорили о своем отношении к происходящим событиям, проза послевоенных лет отличается лаконичностью изложения и стремлением предоставить читателю возможность самому домыслить исход жизни героев.
"Пастух и пастушка" — лишь одно из произведений, освещающих тему Великой Отечественной войны. Я люблю эту повесть за то, что она вселяет в читателя надежду, веру и любовь. Только любовь помогает людям пережить тяжелые душевные травмы, страх и боль.
Повесть состоит из четырех частей: "Бой", "Свидание", "Прощание", "Успение". Каждая часть имеет свой эпиграф. К первой части "Бой" эпиграфом взяты слова, услышанные автором в санитарном поезде. Речь здесь идет о бое, об отрешенности солдат, о самоотверженности и смелости. Слова Ярослава Смелякова "И ты пришла, заслышав ожиданье..." послужили эпиграфом ко второй части "Свидание". В этой части повести главный героя Борис Костяев знакомится с девушкой Люсей. Они влюбляются друг в друга. Во этом сюжетном ходе — завязка произведения. Именно с момента знакомства молодых людей чувства нарастают, пока уже в третьей главе не наступает кульминация — сцена прощания.
Лирикой вагантов начинается третья часть. Для влюбленных наступает утро, — сказочная, неповторимая ночь уходит в небытие. Их ожидает горестный момент прощания и длительная разлука. "И жизни нет конца и мукам — краю" — таков эпиграф к четвертой части повести "Успение". Читатель станет свидетелем смерти главного героя, его товарищей, увидит переполненные санитарные поезда, услышит крики, мольбы о помощи — страшные последствия войны.
Речь автора спокойна, хотя достаточно эмоциональна. Виктор Астафьев старается приблизить языковую манеру к просторечной, но из этических соображений упускает нецензурные слова, брань.
Зовут главного героя Борис Костяев. Он командир взвода. Борис — молодой человек девятнадцати лет, родившийся в семье сельского учителя. Внешность у него привлекательная: высокий худощавый блондин. С товарищами строг, в бою решителен и порой безрассуден. Зачастую он без надобности вылезал из окопа, кричал "Ура", рвался в бой, под пули, рискуя жизнью, в то время как бывалые солдаты выжидали.
Описанию внешности и краткому рассказу о жизни героев Астафьев уделяет немало внимания. Так, рассказывая о Хведоре Хвомиче, сельском трактористе, Астафьев подробно описал его телогрейку, надетую прямо на нижнюю рубаху, прикрученные онучами к ногам опорки. Всю семью его истребили немцы. Солдат Ланцет в детстве на клиросе пел, в крупном издательстве работал, а во время войны пить много стал, а ведь он мог бы сделать неплохую карьеру.
Любовь двоих становится лейтмотивом повести. Солдату необходимо высокое чувство, вера в то, что его ждут. Не хватало этого чувства и Борису. Да, он защищал Родину, боролся за ее освобождение, за спокойную и счастливую жизнь русского народа. Но подсознательно он чувствовал необходимость сильной, бескорыстной женской любви. Не каждому человеку выпадает в жизни такое чувство. Но Борис заслужил его своей отвагой, верностью родной земле и силой воли, ведь нет ничего страшней, чем привыкнуть к смерти.
Они познакомились в избушке, где ночевала часть взвода. Люсе шел 21 -й год, волею судьбы она оказалась в деревушке, занятой полком. Тяжелая судьба солдата развела Бориса с Люсей, но в памяти его потом всплывали моменты счастья рядом с ней, ее длинная русая коса, коротенькое желтое платьице. Будучи смертельно раненным, Борис боялся умереть, но доброта, милосердие медсестры санпоезда Арины и лицо женщины, смотревшее на израненного Костяева через оконное стекло, такое близкое и сочувствующее, позволили ему умереть спокойно, "с потайной улыбкой на губах", тихо, но с достоинством, как умеет умирать только русский солдат.
Бои и долгие переходы часто ожесточали людей, доводили их до потери человеческого облика. Это выразилось в месяцами нестиранной одежде, немытых неделями телах, жутком запахе просоленной кожи, пота, смешанном с запахом папирос и самогона. Для всех повестей Астафьева свойственна реалистичность и автобиографичность.
Но повесть "Пастух и пастушка" отличается от других произведений писателя. Он и сам отличает эту обособленность, вынося в подзаголовок название "Современный пастораль". Несмотря на суровость и даже жестокость событий той жизни, которую ведут герои Астафьева, ему совсем не чужды сентиментальность. Подзаголовок позволил взять повествование в некое обрамление, начав и закончив его сценами, оторванными от основного сюжета. Они усугубляют общее настроение произведения.
Пастораль на фоне войны — это, по существу, открытие Астафьева. Он сумел увидеть и передать нам нечто, на первый взгляд, невероятное: тонкость, боязливость и детскость чувств воюющего человека. Лейтенант Борис Костяев не только солдат с ног до головы, но и солдат в душе, до конца был уверен в победе и своей готовности погибнуть ради нее. И в то же время он подвержен глубокому чувству любви, робкому и лирическому.
Любовь освещает собой многие сцены повести. Вот взвод Костяева занял небольшую деревню. Солдаты находит там старика и старушку, "преданно обнявшихся в смертный час". От других жителей они узнали, что эти старики пасли колхозных коров — пастух и пастушка. Их наскоро похо решили, и Астафьев не скажет о них больше ни слова. Но эти двое задают тон всему произведению.
Активно выступает в повести прием контраста: идиллическая картина из античных времен — стадо овец на зеленой лужайке, прекрасная пастушка и пастух и — убитые старик и старуха с изможденными лицами, вместе прожившие суровую жизнь и вместе погибшие.
Любовь в грохоте войны будет сопровождать героев до конца жизни. Ему жить недолго, он умрет от раны, но ее мы еще увидим много лет спустя рядом с его могилой. Конечно, война ожесточает людей, лишает их семейного крова, обычных человеческих отношений и чувств. И все-таки война властна не над всем и не над всеми. Не властна она, например, над Люсей и Борисом, не властна над их любовью.
Писатель часто обращается к изображению природы. Пейзажи разрушают тягостное впечатление от повести, побуждают не только героев, но и читателя поверить в доброе мирное будущее. Красота природы, слияние с ней дают силы для существования. Природа — источник энергии и успокоения.
Письмо матери Борису имеет важное значение в повести. Горе матери-солдатки, отдавшей войне единственного сына, вызывает не только сочувствие, но и преклонение перед самоотверженностью и силой воли русских женщин.
Произведения Астафьева всегда находят живой отклик в душах русских читателей, жаждущих видеть свою Родину процветающей, а людей счастливыми.
Категория: Астафьев В.П. | Добавил: litra (07.03.2008)
Просмотров: 694 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Litra.my1.ru © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz