Любовь в грохоте войны в повести «Пастух и пастушка»
Я поля влюбленным постелю,
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу — и, значит, я люблю!
Я люблю — и, значит, я живу! Владимир Высоцкий
Виктор Петрович Астафьев родом из Красноярского края. Будущий писатель
прошел всю войну, получил ранения и контузии. Все тяготы войны Астафьев
знает не понаслышке.
“Пастух и пастушка” — маленькая повесть, рассказывающая о Великой
Отечественной войне. Виктор Петрович Астафьев работал над ней с 1967 по
1974 год. Повесть писалась в то время, когда литература стремилась
сосредоточить внимание читателей на конкретном человеке. Задачей
писателя стало изображение чувств человека и его жизни до мельчайших
подробностей.
В отличие от классиков критического реализма, таких как Лев Толстой и
Достоевский, которые помимо повествования о жизни героев часто говорили
о своем отношении к происходящим событиям, проза послевоенных лет
отличается лаконичностью изложения и стремлением предоставить читателю
возможность самому домыслить исход жизни героев.
"Пастух и пастушка" — лишь одно из произведений, освещающих тему
Великой Отечественной войны. Я люблю эту повесть за то, что она вселяет
в читателя надежду, веру и любовь. Только любовь помогает людям
пережить тяжелые душевные травмы, страх и боль.
Повесть состоит из четырех частей: "Бой", "Свидание", "Прощание",
"Успение". Каждая часть имеет свой эпиграф. К первой части "Бой"
эпиграфом взяты слова, услышанные автором в санитарном поезде. Речь
здесь идет о бое, об отрешенности солдат, о самоотверженности и
смелости. Слова Ярослава Смелякова "И ты пришла, заслышав ожиданье..."
послужили эпиграфом ко второй части "Свидание". В этой части повести
главный героя Борис Костяев знакомится с девушкой Люсей. Они влюбляются
друг в друга. Во этом сюжетном ходе — завязка произведения. Именно с
момента знакомства молодых людей чувства нарастают, пока уже в третьей
главе не наступает кульминация — сцена прощания.
Лирикой вагантов начинается третья часть. Для влюбленных наступает
утро, — сказочная, неповторимая ночь уходит в небытие. Их ожидает
горестный момент прощания и длительная разлука. "И жизни нет конца и
мукам — краю" — таков эпиграф к четвертой части повести "Успение".
Читатель станет свидетелем смерти главного героя, его товарищей, увидит
переполненные санитарные поезда, услышит крики, мольбы о помощи —
страшные последствия войны.
Речь автора спокойна, хотя достаточно эмоциональна. Виктор Астафьев
старается приблизить языковую манеру к просторечной, но из этических
соображений упускает нецензурные слова, брань.
Зовут главного героя Борис Костяев. Он командир взвода. Борис — молодой
человек девятнадцати лет, родившийся в семье сельского учителя.
Внешность у него привлекательная: высокий худощавый блондин. С
товарищами строг, в бою решителен и порой безрассуден. Зачастую он без
надобности вылезал из окопа, кричал "Ура", рвался в бой, под пули,
рискуя жизнью, в то время как бывалые солдаты выжидали.
Описанию внешности и краткому рассказу о жизни героев Астафьев уделяет
немало внимания. Так, рассказывая о Хведоре Хвомиче, сельском
трактористе, Астафьев подробно описал его телогрейку, надетую прямо на
нижнюю рубаху, прикрученные онучами к ногам опорки. Всю семью его
истребили немцы. Солдат Ланцет в детстве на клиросе пел, в крупном
издательстве работал, а во время войны пить много стал, а ведь он мог
бы сделать неплохую карьеру.
Любовь двоих становится лейтмотивом повести. Солдату необходимо высокое
чувство, вера в то, что его ждут. Не хватало этого чувства и Борису.
Да, он защищал Родину, боролся за ее освобождение, за спокойную и
счастливую жизнь русского народа. Но подсознательно он чувствовал
необходимость сильной, бескорыстной женской любви. Не каждому человеку
выпадает в жизни такое чувство. Но Борис заслужил его своей отвагой,
верностью родной земле и силой воли, ведь нет ничего страшней, чем
привыкнуть к смерти.
Они познакомились в избушке, где ночевала часть взвода. Люсе шел 21 -й
год, волею судьбы она оказалась в деревушке, занятой полком. Тяжелая
судьба солдата развела Бориса с Люсей, но в памяти его потом всплывали
моменты счастья рядом с ней, ее длинная русая коса, коротенькое желтое
платьице. Будучи смертельно раненным, Борис боялся умереть, но доброта,
милосердие медсестры санпоезда Арины и лицо женщины, смотревшее на
израненного Костяева через оконное стекло, такое близкое и
сочувствующее, позволили ему умереть спокойно, "с потайной улыбкой на
губах", тихо, но с достоинством, как умеет умирать только русский
солдат.
Бои и долгие переходы часто ожесточали людей, доводили их до потери
человеческого облика. Это выразилось в месяцами нестиранной одежде,
немытых неделями телах, жутком запахе просоленной кожи, пота, смешанном
с запахом папирос и самогона. Для всех повестей Астафьева свойственна
реалистичность и автобиографичность.
Но повесть "Пастух и пастушка" отличается от других произведений
писателя. Он и сам отличает эту обособленность, вынося в подзаголовок
название "Современный пастораль". Несмотря на суровость и даже
жестокость событий той жизни, которую ведут герои Астафьева, ему совсем
не чужды сентиментальность. Подзаголовок позволил взять повествование в
некое обрамление, начав и закончив его сценами, оторванными от
основного сюжета. Они усугубляют общее настроение произведения.
Пастораль на фоне войны — это, по существу, открытие Астафьева. Он
сумел увидеть и передать нам нечто, на первый взгляд, невероятное:
тонкость, боязливость и детскость чувств воюющего человека. Лейтенант
Борис Костяев не только солдат с ног до головы, но и солдат в душе, до
конца был уверен в победе и своей готовности погибнуть ради нее. И в то
же время он подвержен глубокому чувству любви, робкому и лирическому.
Любовь освещает собой многие сцены повести. Вот взвод Костяева занял
небольшую деревню. Солдаты находит там старика и старушку, "преданно
обнявшихся в смертный час". От других жителей они узнали, что эти
старики пасли колхозных коров — пастух и пастушка. Их наскоро похо
решили, и Астафьев не скажет о них больше ни слова. Но эти двое задают
тон всему произведению.
Активно выступает в повести прием контраста: идиллическая картина из
античных времен — стадо овец на зеленой лужайке, прекрасная пастушка и
пастух и — убитые старик и старуха с изможденными лицами, вместе
прожившие суровую жизнь и вместе погибшие.
Любовь в грохоте войны будет сопровождать героев до конца жизни. Ему
жить недолго, он умрет от раны, но ее мы еще увидим много лет спустя
рядом с его могилой. Конечно, война ожесточает людей, лишает их
семейного крова, обычных человеческих отношений и чувств. И все-таки
война властна не над всем и не над всеми. Не властна она, например, над
Люсей и Борисом, не властна над их любовью.
Писатель часто обращается к изображению природы. Пейзажи разрушают
тягостное впечатление от повести, побуждают не только героев, но и
читателя поверить в доброе мирное будущее. Красота природы, слияние с
ней дают силы для существования. Природа — источник энергии и
успокоения.
Письмо матери Борису имеет важное значение в повести. Горе
матери-солдатки, отдавшей войне единственного сына, вызывает не только
сочувствие, но и преклонение перед самоотверженностью и силой воли
русских женщин.
Произведения Астафьева всегда находят живой отклик в душах русских
читателей, жаждущих видеть свою Родину процветающей, а людей
счастливыми.