Отражение революции 1905 года в поэзии Иннокентия Анненского
Искать в. лирике Анненского прямолинейно гражданственной было бы наивно.
А. Федоров
Душа поэта Анненского слишком нежна и тонка, чтобы создать
стихи, подобные булыжнику на мостовой, который являлся когда-то образом
"оружия пролетариата". И все же, если идеал поэзии и красоты,
очерченный поэтом еще на первых страницах "Тихих песен", в общем
мистичен и расплывчат, то в том же сборнике есть уже стихи с четко
обозначенной авторской позицией. Например, стихи, посвященные столетию
со дня рождения Пушкина. В них с трагическим пафосом поэт сказал об
исторической миссии поэта и высоком общественном служении Отечеству:
О нет, Баян не соловей,
Певец волшебно сладострастный,
Нас жег в безмолвии ночей
Тоскою нежной и напрасной. И не душистую сирень Судьба дала ему, а цепи, Снега забытых деревень, Неволей выжженные степи.
Особенно мощно гражданский пафос проявился у поэта в последние
годы жизни в двух стихотворениях: "Старые эстонки" и "Петербург".
"Старые эстонки" -- отклик поэта на революционные события 1905
года. В этом году в Эстонии против участников протеста действовали
карательные отряды царского правительства. В стихотворении -- гневный
упрек себе в пассивности, в неспособности к действию. Поэт
разговаривает в кошмарном сне с матерями казненных и произносит слова,
в которых единственный раз проходит мотив народного гнева и расплаты,
ждущей палачей и их молчаливых либеральных пособников: "Погоди -- вот
накопится петель, / Так словечко придумаем, скажем".
В стихотворении "Петербург" четко высказана мысль об
исторической обреченности российского самодержавия, воплощенного в
мрачном образе столицы империи:
А что было у нас на земле,
Чем вознесся орел наш двуглавый,
В темных лаврах гигант на скале, --
Завтра станет ребячьей забавой.
Недаром исследователь творчества Блока (самого яркого из
символистов поэта революции) замечал по поводу этих двух стихотворений:
"Вероятно, в границах первого десятилетия XX века в русской поэзии
наиболее сильными стихами "гражданского" плана являются "Старые
эстонки" и "Петербург" Анненского. У того же Блока 900-х годов стихов
такой лирической силы, при одновременно ясной гражданственности,
конечно, нет".
Эти стихи -- мощный порыв гражданственности. И они в поэзии
Анненского не случайны, они гармоничны со всем творчеством поэта
поразительной искренностью тона, отмечавшейся многими критиками. И
главное -- глубина переживаний. Здесь поэт Анненский, я считаю, не
превзойден ни одним поэтом серебряного века. Столько совести в стихах,
да и в жизни вряд ли было у кого-то другого тогда. А для человека, тем
более поэта с большой совестью, ни одно социальное потрясение не может
пройти незамеченным, тем более такое, как революция.