Вторник, 24.09.2024, 14:21
Litra
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Абрамов Ф.А. [5]
Адамович А.М. [1]
Айтматов Ч. [32]
Аксенов В.П. [1]
Акулов И.И. [1]
Алексеев М.Н. [1]
Алексин А.Г. [3]
Андреев Л.Н. [6]
Анненский И.Ф. [2]
Астафьев В.П. [26]
Ахматова А.А. [0]
Бабель И.Э. [0]
Багрицкий Э.Г. [0]
Бажов П.П. [0]
Бальмонт К. [0]
Баратынский Е.А. [0]
Батюшков К.Н. [0]
Белинский В.Г. [0]
Белов В.И. [0]
Белый А. [0]
Битов А.Г. [0]
Блок А.А. [0]
Бойко И.Н. [0]
Бондарев Ю.В. [0]
Бородин Л.И. [0]
Бродский И.А. [0]
Брюсов В.Я. [0]
Булгаков М.А. [0]
Бунин И.А. [0]
Быков В. [0]
Вампилов А.В. [0]
Васильев Б.Л. [0]
Веневитинов Д.В. [0]
Визбор Ю.И. [0]
Владимов Г.Н. [0]
Вознесенский А.А. [0]
Войнович В. [0]
Воробьев К.Д. [0]
Высоцкий В.С. [0]
Галич А.А. [0]
Галкин В.С. [0]
Герцен А.И. [0]
Гоголь Н.В. [0]
Гончаров И.А. [0]
Горький М. [0]
Гранин Д.А. [0]
Грибоедов А.С. [0]
Григорьев А.А. [0]
Грин А.С. [0]
Гроссман В.С. [0]
Гумилев Н.С. [0]
Державин Г.Р. [0]
Домбровский Ю.О. [0]
Достоевский Ф.М. [0]
Друнина Ю.В. [0]
Дудинцев В.Д. [0]
Евтушенко Е.А. [0]
Есенин С.А. [0]
Жуковский В.А. [0]
Заболоцкий Н.А. [0]
Зайцев Б.К. [0]
Замятин Е.И. [0]
Зощенко М.М. [0]
Иванов В.И. [0]
Иванов Г.В. [0]
Казакевич Э.Г. [0]
Карамзин Н.М. [0]
Ким А.А. [0]
Кольцов А.В. [0]
Кондратьев В.Л. [0]
Короленко В.Г. [0]
Крылов И.А. [0]
Куприн А.И. [0]
Леонов Л.М. [0]
Лермонтов М.Ю. [0]
Лесков Н.С. [0]
Ломоносов М.В. [0]
Мандельштам О.Э. [0]
Маяковский В.В. [0]
Межиров А.П. [0]
Можаев Б.А. [0]
Набоков В.В. [0]
Надсон С.Я. [0]
Некрасов Н.А. [0]
Носов Е.И. [0]
Окуджава Б.Ш. [0]
Островский А.Н. [0]
Островский Н.А. [0]
Пастернак Б.Л. [0]
Паустовский К.Г. [0]
Петрушевская Л.С. [0]
Пикуль В.С. [0]
Пильняк Б.А. [0]
Писемский А.Ф. [0]
Платонов А.П. [0]
Приставкин А.И. [0]
Пришвин М.М. [0]
Пушкин А.С. [0]
Радищев А.Н. [0]
Распутин В.Г. [0]
Ремизов А.М. [0]
Розов В.С. [0]
Рубцов Н.М. [0]
Рыбаков А.Н. [0]
Рылеев К.Ф. [0]
Салтыков-Щедрин М.Е. [0]
Светлов М.А. [0]
Северянин И. [0]
Симонов К.М. [0]
Солженицын А.И. [0]
Сологуб Ф.К. [0]
Солоухин В.А. [0]
Стругацкие А.Н. и Б.Н. [0]
Твардовский А.Т. [0]
Токарева В.С. [0]
Толстой А.Н. [0]
Толстой Л.Н. [0]
Трифонов Ю.В. [0]
Тургенев И.С. [0]
Тютчев и Фет [0]
Тютчев Ф.И. [0]
Фадеев А.А. [0]
Фет А.А. [0]
Фонвизин Д.И. [0]
Хлебников В. [0]
Ходасевич В.Ф. [0]
Цветаева М.И. [0]
Чаковский А.Б. [0]
Чернышевский Н.Г. [0]
Чехов А.П. [0]
Чивилихин В.А. [0]
Шаламов В.Т. [0]
Шмелев И.С. [0]
Шолохов М.А. [0]
Шукшин В.М. [0]
Языков Н.М. [0]
Главная » Статьи » Сочинения » Анненский И.Ф.

Монографический анализ стихотворения И. Анненского «Смычок и струны»
   Прежде чем проанализировать стихотворение этого поэта, хочу отметить, что смысловое строение стихов у Анненского сложное. Образы "вещного мира", как и фигуры людей, ихголоса, доносящиеся извне, вступают в постоянную перекличку с внутренним миром поэта, вызывают в нем глубокие отзвуки, "я" переплетается с "не я", одно из них просвечивает сквозь другое, и поэтическое целое создается благодаря лишь этому проникновению. Сложновато, но проще поэзию Анненского и не объяснишь.
    Итак, я выбрал стихотворение "Смычок и струны":
    
    Какой тяжелый, темный бред!
    Как эти выси мутно-лунны!
    Касаться скрипки столько лет
    И не узнать при свете струны!
    
    Мгновенное впечатление читателя, впервые впитавшего своим воображением эти строки, таково: в мрачной комнате скрипач -- со своей скрипкой. На душе печально. Впервые предмет любви, скрипка, в лунном свете, показалась чужой. Столько лет была частью души музыканта, и вдруг... Он, оказывается, совсем ее не знал... Она, оказывается, только притворялась, что они одно целое... Просто была молодость, надежды на лучшую жизнь, благодаря его таланту и ее любви к нему. И вот... все рухнуло. Он талантлив, в этом сомненья нет, значит, причина несостоявшегося счастья -- в ней, в этой вещице, от которой только и требовалось, что любить, и все... Оказалось, она была все эти годы так же далека от него, как эти мутные небесные светила. Они хороши, когда на душе светло, и моментально тускнеют, если в душе сумрачно...
    
    Кому ж нас надо? Кто зажег
    Два желтых лика, два унылых...
     И вдруг почувствовал смычок,
    Что кто-то взял и кто-то слил их.
    
    Вторая строфа совершенно неожиданна: оказывается, не музыкант, а смычок выступает в роли лирического героя, а музыкант -- лишь сила и воля, которая их свела со скрипкой. Но так как он (смычок) полностью зависит от воли музыканта, то все равно в драме участвуют трое, и всем в данной ситуации одинаково сложно разобраться в чувствах
    
    О, как давно! Сквозь эту тьму
    Скажи одно: ты та ли, та ли?
    И струны ластились к нему,
    Звеня, но, ластясь, трепетали.
    
    Но здесь явно вопрошает музыкант. Он обращается к скрипке, как бы посредничая между ней и смычком. Он, оставаясь пока в стороне, тем не менее с упреком в голосе констатирует факт иных прошлых отношений между смычком и скрипкой. Но читатель уже чувствует еле уловимую лукавинку, ноту превосходства музыканта над смычком и одновременно -- нотку растерянности, потому что музыкант понимает свою первостепенность. Значит, и вина за отчуждение, по сути, вся на нем.
    
    Не правда ль, больше никогда
     Мы не расстанемся? Довольно?..
    И скрипка отвечала да,
    Но сердцу скрипки было больно.
    
    Опять я слышу попытки смычка восстановить отношения. Но скрипка понимает, что это зависит не от них, а от музыканта.
    
    Смычок все понял, он затих,
    А в скрипке эхо все держалось...
    И было мукою для них,
    Что людям музыкой казалось.
    
    Смычок понял то, что скрипка разлюбила его навсегда и что не признается ему в этом лишь из жалости к нему. Он понял также, что всегда его счастье зависело от музыканта, от чужой воли. Он понял, что этот момент рано или поздно должен был наступить, потому что первым разлюбить мог только музыкант, и в тот же миг нелюбовь обрушилась на бедный смычок. Страдания смычка и скрипки усиливаются еще и тем, что музыкант, сближая их, не понимает, что это уже не музыка, а мука двух чужих существ, сводимых против их воли в одно целое. Они вынуждены искать выхода друг у друга, да не в их это силе...
    
    Но человек не погасил
    До утра свеч... И струны пели...
    Лишь солнце их нашло без сил
    На черном бархате постели.
    
    То, что смычок и скрипка понимают и находят в себе силы принять судьбу, вызывает бурный протест у музыканта. Он не может смириться с таким отчуждением против его воли. Он пытается восстановить, найти музыку прошлого, ту самую... Но тщетно. Лишь физическое бессилие прекращает эти муки.
    Музыкант -- бог для смычка и скрипки, он не может смириться с таким финалом. А выход лишь один: музыкантдолжен вновь полюбить. Ибо без любви нет ничего -- ни Бога, ни человека.
    Я сделал монографический разбор стихотворения Анненского, пойдя по ассоциативному пути. Вывод таков: смысловая связь между звеньями стихотворения не прерывается, внутренне и внешне все психологические переходы четко мотивированы, создано особое эмоциональное напряжение, обусловленное приведенной житейской ситуацией, ответ на вопрос найден.
    Итак, из этого следует, что И. Анненский -- поэт большой психологической силы и тонкости. Он не надеется только на интуицию. У него, как показал разбор стихотворения, идет четкий психологический анализ. Анненский -- поэт-исследователь, певец и философ "вещного" мира, в котором он ищет нравственный путь к своему подлинному "я".
Категория: Анненский И.Ф. | Добавил: litra (07.03.2008)
Просмотров: 1312 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Статистика
Litra.my1.ru © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz