Монографический анализ стихотворения И. Анненского «Смычок и струны»
Прежде чем проанализировать стихотворение этого поэта, хочу
отметить, что смысловое строение стихов у Анненского сложное. Образы
"вещного мира", как и фигуры людей, ихголоса, доносящиеся извне,
вступают в постоянную перекличку с внутренним миром поэта, вызывают в
нем глубокие отзвуки, "я" переплетается с "не я", одно из них
просвечивает сквозь другое, и поэтическое целое создается благодаря
лишь этому проникновению. Сложновато, но проще поэзию Анненского и не
объяснишь.
Итак, я выбрал стихотворение "Смычок и струны":
Какой тяжелый, темный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны!
Мгновенное впечатление читателя, впервые впитавшего своим
воображением эти строки, таково: в мрачной комнате скрипач -- со своей
скрипкой. На душе печально. Впервые предмет любви, скрипка, в лунном
свете, показалась чужой. Столько лет была частью души музыканта, и
вдруг... Он, оказывается, совсем ее не знал... Она, оказывается, только
притворялась, что они одно целое... Просто была молодость, надежды на
лучшую жизнь, благодаря его таланту и ее любви к нему. И вот... все
рухнуло. Он талантлив, в этом сомненья нет, значит, причина
несостоявшегося счастья -- в ней, в этой вещице, от которой только и
требовалось, что любить, и все... Оказалось, она была все эти годы так
же далека от него, как эти мутные небесные светила. Они хороши, когда
на душе светло, и моментально тускнеют, если в душе сумрачно...
Кому ж нас надо? Кто зажег
Два желтых лика, два унылых...
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то взял и кто-то слил их.
Вторая строфа совершенно неожиданна: оказывается, не музыкант,
а смычок выступает в роли лирического героя, а музыкант -- лишь сила и
воля, которая их свела со скрипкой. Но так как он (смычок) полностью
зависит от воли музыканта, то все равно в драме участвуют трое, и всем
в данной ситуации одинаково сложно разобраться в чувствах
О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.
Но здесь явно вопрошает музыкант. Он обращается к скрипке, как
бы посредничая между ней и смычком. Он, оставаясь пока в стороне, тем
не менее с упреком в голосе констатирует факт иных прошлых отношений
между смычком и скрипкой. Но читатель уже чувствует еле уловимую
лукавинку, ноту превосходства музыканта над смычком и одновременно --
нотку растерянности, потому что музыкант понимает свою
первостепенность. Значит, и вина за отчуждение, по сути, вся на нем.
Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? Довольно?..
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Опять я слышу попытки смычка восстановить отношения. Но скрипка понимает, что это зависит не от них, а от музыканта.
Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось...
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.
Смычок понял то, что скрипка разлюбила его навсегда и что не
признается ему в этом лишь из жалости к нему. Он понял также, что
всегда его счастье зависело от музыканта, от чужой воли. Он понял, что
этот момент рано или поздно должен был наступить, потому что первым
разлюбить мог только музыкант, и в тот же миг нелюбовь обрушилась на
бедный смычок. Страдания смычка и скрипки усиливаются еще и тем, что
музыкант, сближая их, не понимает, что это уже не музыка, а мука двух
чужих существ, сводимых против их воли в одно целое. Они вынуждены
искать выхода друг у друга, да не в их это силе...
Но человек не погасил
До утра свеч... И струны пели...
Лишь солнце их нашло без сил
На черном бархате постели.
То, что смычок и скрипка понимают и находят в себе силы принять
судьбу, вызывает бурный протест у музыканта. Он не может смириться с
таким отчуждением против его воли. Он пытается восстановить, найти
музыку прошлого, ту самую... Но тщетно. Лишь физическое бессилие
прекращает эти муки.
Музыкант -- бог для смычка и скрипки, он не может смириться с
таким финалом. А выход лишь один: музыкантдолжен вновь полюбить. Ибо
без любви нет ничего -- ни Бога, ни человека.
Я сделал монографический разбор стихотворения Анненского,
пойдя по ассоциативному пути. Вывод таков: смысловая связь между
звеньями стихотворения не прерывается, внутренне и внешне все
психологические переходы четко мотивированы, создано особое
эмоциональное напряжение, обусловленное приведенной житейской
ситуацией, ответ на вопрос найден.
Итак, из этого следует, что И. Анненский -- поэт большой
психологической силы и тонкости. Он не надеется только на интуицию. У
него, как показал разбор стихотворения, идет четкий психологический
анализ. Анненский -- поэт-исследователь, певец и философ "вещного"
мира, в котором он ищет нравственный путь к своему подлинному "я".